В издательстве «Книжный мир» в сентябре выходит книга Станислава Бышока и Алексея Семенова «Навальный. Человек, который украл лес». Подзаголовок у книги по отношению к Навальному вполне комплиментарный: «История успешного блогера и политика».
Аннотация тоже вполне восторженная: «Кто он на самом деле? Алексей Навальный — блогер и политик. Этот супермен из Марьино почти умудрился украсть весь Кировский лес и теперь подбирается к Лосиному острову. Этот герой среднего класса постиндустриальной информационной эпохи одним простым интернет-мемом уничтожил самую мощную в России со времен КПСС партию правящей бюрократии. Это человек утверждает, что сделает честность и открытость частью политического мейнстрима страны».
Что-то вроде вступления написал известный публицист, один из лидеров Национально-демократической партии Константин Крылов, мысль которого сводится к тому, что Навальный является чуть ли не первым в новейшей российской истории политиком современного западного типа — то есть политиком в подлинном смысле слова, «который мало того что выглядит нормально и разговаривает нормально, но и движется по понятным, видимым всем траекториям, лежащим именно в публичном поле».
«Вся его карьера — это последовательное прохождение через этапы нормальной публичной деятельности. Причем заходы в госслужбу и бизнес ему в этом плане ничего не давали, скорее наоборот. «Бизнеса» у него были все мелкие, скорее убыточные, особенно когда пытался «играть на бирже» и т.п. На госслужбе он тоже ничем особо не отметился. Все его успехи связаны именно с задействованием общественного мнения как значимого фактора», — пишет Крылов.
В книге достаточно подробно, по главам, анализируются антикоррупционные проекты Алексея Навального «РосПил», РосЯма», РосЖКХ», рассказывается об основных вехах его политической биографии («яблочный» период», движение «Народ», эпоха Болотной площади). Самым подробным образом, аж в нескольких главах, изучается тема «Навальный и национализм», что неудивительно, так как герой книги — чуть ли не единственный либеральный политик, не только спокойно относящийся к националистическому дискурсу, но и признающий определенную ценность национальной идеологии для себя как для политика.
Но самое интересное в книге не исследование перипетий биографии и мировоззренческого становления Навального, а любопытный взгляд на историческое значение, точнее на историческую востребованность и исторический потенциал этой фигуры. Авторы книги ставят существующей в России социально-экономической модели безжалостный и точный диагноз: Россия не чисто капиталистическая, а феодально-капиталистическая страна. Навальный же выступает как сторонник буржуазных и антифеодальных реформ — «безусловно, не единственный, но один из самых ярких».
«При этом помимо российской буржуазии, не сросшейся с чиновничеством (а только такая буржуазия и является собственно буржуазией, та же, что срослось с чиновничеством, неизбежно принадлежит к уходящей феодальной формации), в антифеодальных реформах заинтересован и пролетариат. Пролетариат заинтересован в них по той причине, что может полноценно отстаивать свои права только в рамках буржуазного правового поля, включая полноразмерную парламентскую демократию и полноразмерную же правовую систему в тех ее формах, которые присущи именно капитализму», — приводятся на страницах книги рассуждения левого философа Сергея Ильченко.
Как это ни странно, именно такой недогматичный марксизм позволяет лучше понять сегодняшнюю жизнь нашей Родины и проанализировать открывающиеся перед Навальным возможности.
Комментарии