Доллар = 76,42
Евро = 82,71
О выдавливании Черноморского флота из Крыма
ЛГ: Третья претензия, которую высказывает президент России в своем обращении к президенту Украины и к украинскому народу, — Черноморский флот, который украинская сторона пытается сломать, убрать вопреки нашим двум договоренностям.
ПШ: Я процитирую шановного пана президента Ющенко: «На протяжении всего времени базирования Черноморского флота на территории Украины его командованием систематически допускались грубые нарушения двусторонних договоренностей и законодательства Украины, о чем украинская сторона постоянно информировала российскую». Это проблемно. Дух и буква. В этих соглашениях не прописано то, за что цепляется украинская сторона. Ющенко формально опять прав. Мы говорим формальной стороне, а не о духе.
ВЖ: Командование Черноморского флота старается не раздражать без нужды украинскую сторону.
ПШ: Высоцкий приносил свои извинения.
ВЖ: Да. Много расплывчатых моментов в трактовках этих высказываний. Но украинская сторона слишком часто использует их в моменты политических обострений. Чтобы создать ресурс для себя, на внутриполитическом поле начинают придираться по мелочам к Черноморскому флоту, который если и выходит за рамки пунктов соглашения, то не потому, что хочет из-за них выйти, а потому что они расплывчаты. А предложение России конкретизировать эти пункты вызывает возражение украинской стороны. Они не заинтересованы в том, чтобы этих недоразумений не было, а хотят, чтобы они создавали напряженность. Наш президент по-своему прав. Украинский тоже по-своему прав. Можно было бы решить этот вопрос, но у них нет такой заинтересованности.
ПШ: Так они об этом и заявляют, что нет их заинтересованности. И в 2017 году флота быть не должно. И по этой логике действуют правильно.
ЛГ: в 2017 году неизвестно кто будет руководить страной.
ВЖ: Это первое. Мы проводили соцопросы в Крыму и Севастополе. Провокационный вопрос: «Хотите ли вы, чтобы в 2017 году остался Черноморский флот?» 93 процента населения Севастополя «за», 81 процент населения Крыма «за».
ПШ: А в Галичине не задавали такие вопросы?
ВЖ: Спрашивали. Порядка 8—10% «за». Такие опросы мы проводили совместно с украинскими социологами. Про НАТО мы получали те же данные, что и постоянные украинские социологи. Мы задали вопрос, который украинские социологи не задавали: «Хотели бы вы, чтобы Украина вступила в ОДКБ?» И расшифровали, что за организация. Большинство населения за то, чтобы Украина вступила в ОДКБ. Причем на западе Украины больше 20 процентов «за». Они не за то, чтобы вступить в НАТО, а обеспокоены безопасностью страны и хотят, чтобы Украина входила а более широкое народное объединение. Все непросто. Не очень большой популярностью пользуется вопрос сохранения нейтрального статуса Украины.
ПШ: В декабре заканчивается договор, связанный с ядерным оружием. Как по-вашему, Украина будет предпринимать некие попытки?
ВЖ: Не будет. У нас многие считают, что нерушимость границ Украины и статус КВО гарантированы договором с Россией. Не только. Еще Будапештский договор трехсторонний России США и Украины о принятии на себя Украины безъядерного статуса в обмен от стран-гарантов (России, США). Территориальной целостности Украины.
ПШ: Все это увязано.
ЛГ: Если они отказываются от первого, они отказываются от второго. Мы обречены жить вместе.
ПШ: Жить в мире.
ВЖ: Очень сложно перевернуть Украину на берега Сены. Она все равно останется на берегах Днепра, и это реальность.
ВЖ: Замечательное заявление представителя госдепартамента США. Сказали, что Украина суверенное государство и имеет право принимать решение о вхождении куда считают нужным, поэтому заявление президента Медведева о вступлении в НАТО считают вмешательством во внутренние дела. После этого он сказал: США считает, что Украина должна вступить в НАТО. В одной фразе продемонстрировал то, что он даже не видит двойных стандартов. Они настолько к ним привыкли, что не видят их. Он сказал в одной фразе, что Медведев не имеет права говорить, в другой фразе сказал, что мы имеем право говорить, что Украина должна быть в НАТО...
ПШ: Ющенко ведь нравятся двойные стандарты.
ВЖ: Двойные стандарты — неотъемлемая часть нашей цивилизации. Мы на них выросли, стоим и будем стоять. Надо не указывать на них, а самим пользоваться. Иначе европейцами мы никогда не станем.
Комментарии