Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Российский спорт живет «по понятиям»
Последняя наша встреча на «Особой букве» была 22 января этого года. И мы говорили о системе спорта в нашей стране.
За последние полгода спортивной жизни нашей страны произошло два, к сожалению, катастрофических эпизода. Первый — наша футбольная сборная проиграла Словении и не попала на чемпионат мира. А вторая трагедия — зимняя Олимпиада в Ванкувере. Хуже некуда. Ничего равного этому поражению не знал ни советский, ни российский период нашего спорта.
Как на это все отреагировала власть? Какие она сегодня предпринимает меры и что она пытается сделать для восстановления престижа нашего спорта? Вот тема нашего разговора.
Для того чтобы к этому разговору подойти, было бы неплохо, чтобы человек, который меня слушает, был уже в какой-то степени подготовлен. Поэтому я его еще раз переадресовываю на 22 января на сайт «Особая буква». Мы говорили о системе российского спорта. И чтобы было понятно, какие организационные пертурбации сегодня нас ожидают, надо вообще понять, что вообще эта система в спорте из себя представляет.
Мы говорили в прошлый раз, что в мире было две системы спорта. Одна система — социалистическая, где было финансирование спорта сверху вниз, и которая приносила определенные успехи советскому спорту. И по этой системе работает Китай. А вторая система спорта — грубо говоря, капиталистическая, которая работает на самообеспечении, на самоокупаемости. Это коммерческая система, которая спорт рассматривает как коммерческий продукт.
Исходя из этих двух составляющих мы попытались понять: что вообще происходит сегодня у нас в стране, какая у нас система? Я лишь огласил мнение спортивных специалистов, мнение очень многих политологов и социологов, которые говорят, что в России систему спорта правильней всего назвать «понятийной», что спорт в России работает «по понятиям».
Спорт у нас носит «золотоордынский характер». То есть сидит главное лицо — премьер-министр, «национальный лидер» Путин. И он дает «ярлык на княжение». Например, футбол он давал Виталию Мутко. Во все федерации были рассажены люди из ближнего круга главного лица. И они там полноценно управляли. Одни руководители были руководителями второго и третьего порядка. А главной носящей фигурой был этот начальник из окружения Путина. Это было связано с объективной причиной.
Сегодня ничего не поменялось. С одной стороны, все федерации наши, множество федераций, не самоокупаемые. Даже футбол — и тот полностью на балансе государства, по сути дела, находится. Так же и баскетбол, и хоккей, и фигурное катание, и плавание. Абсолютно все.
С одной стороны, федерации не самоокупаемые. С другой стороны, надо как-то жить. А как выживать в этой понятийной системе? Надо иметь посредника, который вхож в кабинет к национальному лидеру или его ближнему окружению и который может выбить какие-то деньги на существование.
Вот эта уродливая система. И премьер вытаскивает откуда-то из-под себя кредитки и кормит всю ту рать, которая к нему ходит…
Вообще, все это у нас называется очень интересным словом «спонсорство». Слово надо закавычить, потому что ничего общего с настоящим спонсорством это не имеет. Потому что настоящее, подлинное спонсорство — желание мецената безвозмездно кому-то помочь. У нас это спонсорство носит дичайший характер.
Буквально месяц тому назад загремел футбольный клуб «Крылья Советов», который набрал долгов, понакупал всевозможных футболистов. Колер, Ярошик уехали. Остались долги клуба. По судам клуб грозятся затащить. Клубу нечем платить за билеты. Клуб провалился в яму.
Наверное, при хорошем раскладе надо было бы возбудить уголовное дело и поискать, где эти деньги. И для начала посадить под стражу тех, кто промотал разные суммы. Допустим, 80 миллионов долларов. Вместо этого кинули клич: «Спорт — это социально важный приоритет государства. Давайте мы Самаре поможем. Нельзя оставлять Самару без футбола». И было такое сообщение, которое пошло по информационным агентствам, что под председательством Путина состоялось заседание правительства, на котором были назначены двадцать два спонсора для финансирования футбольного клуба «Крылья Советов» по покрытию долгов.
Сама по себе эта строчка, если ее дать экономистам и юристам почитать, то они скажут, что это вообще... Я эту строчку зачитал знакомому сербу, депутату. В составе делегации постоянно бывает в Брюсселе. И вот я ему по телефону прочитал, и он начал смеяться. Как это можно назначить спонсора?
Все это не так безобидно. Буквально две недели назад в «Новой газете» появился достаточно интересный материал. Его дал Лебедев, известный олигарх. У него есть своя авиакомпания. И вот эта авиакомпания в течение суток не могла пассажиров отправить из Египта, из Хургады, из Шарм-Эль-Шейха. Не могла их перевезти в Москву.
А что было подлинной причиной? Оказывается, его авиакомпания находится в определенных договорных условиях с «Росавиацией». «Росавиация» выдает им лицензии, продлевает полномочия их компании. Ему позвонили из «Росавиации» и сказали, что нужно на «Крылья Советов» деньги дать. Вот такое спонсорство. Из него начали выбивать деньги. И когда он сказал: «А с какой стати я должен платить? У меня бизнес. Какие «Крылья советов»? Я к ним ни ухом, ни брюхом никакого отношения не имею!» — и ему тут же начали перекрывать кислород. Сказали, что у него просрочка в подаче каких-то документов. Получился запрет на перелет. И сутки все наши туристы прыгали по Египту. Мучились.
Вот так футбольные моменты, которым, может быть, мы не придаем особого значения, отражаются на нашей жизни.
Комментарии