Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Зависимость экономики Китая от США, ч.1
АГ: Неожиданно для всех США и Китай все-таки договорились усилить давление на Иран. А с чего вдруг Китай пошел на уступки и уступил американскому давлению? Многие СМИ это очень активно обсуждают. И в частности, американская Daily Beast, которая уверенно заявляет, что вопреки расхожему мнению, распространенному в период кризиса, Китай зависит от США гораздо больше, чем США зависит от Китая. Известная история про то, что Китай является одним из крупнейших держателей американской валюты. И если, как считают некоторые эксперты, в какой-то момент сбросит, то в США наступит экономический крах.
В свою очередь, Daily Beast полагает, что на самом деле все наоборот. Это Китай очень зависит от США в силу того, что очень активно поставляет свои товары в Америку. Так все-таки давайте попробуем разобраться с этим вопросом.
ПШ: Что и от кого зависит?
ВО: Часто мне коллеги говорят, что сейчас так успешно Китай развивается. И у всех в памяти встают 90-е годы для Японии. Потому что я помню те карикатуры. Тучно задыхающийся дядя Сэм. А его обгоняет такой японец. Вот-вот Япония в 80-е годы должна была стать номером один.
ПШ: Это были японские карикатуры или американские?
ВО: Это американские карикатуры были. Карикатуры были в том числе и японские. Потом наступила так называемое потерянное десятилетие. То есть Япония в течение 80-х годов на сто миллиардов долларов больше продавала, чем покупала. Она завалила мир телевизорами, автомобилями. Но вместо того чтобы эту разницу, навар в сто миллиардов каждый год использовать на постиндустриальное развитие, прежде всего, информационные технологии… США в это же время создали интернет. А японцы сдуру начали спекулировать недвижимостью. Они Рокфеллер-центр в Нью-Йорке купили, кинокомпанию в Голливуде. Стали раздавать эти ипотечные кредиты. И в разы упала недвижимость, банковские вклады обесценились. Наступили так называемые роковые 90-е. И даже в двухтысячные годы Япония не вернулась к высоким темпам развития.
Так вот, говорят, что Китаю то же самое грозит. Потому что также было с Японией. Я хочу сказать, что Китай коренным образом отличается и от Соединенных Штатов, и от Японии. Тем, что он гораздо меньше при его масштабах экономики зависит от экспорта. Потому что в Японии 127 миллионов потребителей, а в Китае — ровно в десять раз больше. Там миллиард триста. И как только китайцы начали лучше жить, а когда начинали реформы тридцать лет назад, в Китае в абсолютной бедности находилось четверть миллиарда, 250 миллионов из миллиарда. Тогда был миллиард жителей.
Что такое абсолютная бедность? Это рваные штаны. И досыта он не наедается. Меньше пяти долларов в месяц доход. Сейчас таких осталось 24 миллиона. То есть было 25 процентов, сейчас два процента населения. Есть какие-то гнезда, куда не добраться. Но Китай одержал колоссальную победу над бедностью. То есть при мне, в 50-е годы, символами благосостоянии были три вещи: термос — в любой момент могу выпить чаю, авторучка — все видят, что человек грамотный, и велосипед. Ты можешь расширить возможности выгодного трудоустройства.
Сейчас это уже все не то. Во-первых, личный автомобиль. И во-вторых, выкупленное в собственность жилье. И удивительно, что у китайцев, хотя огромное жилищное строительство, бум недвижимости, все построено не на кредитах. Китайцы привыкли покупать все за наличные. Каждый четвертый дом и квартира сразу платит деньги. В крайнем случае, рассрочка в сорок процентов суммы. В основном платят все.
Но самое главное — неуклонно растущий внутренний потребительский спрос. То есть китайцы в этом году, в кризисном 2009 году продали на внутреннем рынке своим потребителям тринадцать миллионов автомобилей. Когда автопром в полной заморозке во всем мире. Когда даже Соединенные Штаты, лидировавшие на автомобильном рынке испокон веков, продали девять. Китайцы — тринадцать. Впервые стал лидером крупнейшим на автомобильном рынке. И этот рост внутреннего потребительского спроса дает ответ на вопрос, кто от кого больше зависит. В отличие от Японии, даже в отличие от Соединенных Штатов, даже от Германии, китайцы в прошлом году обогнали Германию по экспорту. Они в основном все-таки зависят от самих себя. От Жана-Ивана, который, повторяю, уже меряет благосостояние не термосами, а автомобильчиками своими.
ПШ: Вы говорили сейчас о нищих китайцах. А есть ли там олигархи?
ВО: Это второй очень важный вопрос. Китайцы сумели перейти от централизованной плановой экономики к рыночной без прихватизации. То есть они с самого начала сказали: «Ребята, недра страны, энергетика, транспорт, то есть то, что мы называем естественными монополиями — неприкосновенно. Бизнес может что делать? Производить предметы народного потребления. И товары на экспорт. Вот вам две сферы». И они все время говорят, что для того, чтобы корабль китайской экономики сдвинулся с места и взял верный курс, нужно две вещи. Нужны не только паруса частного предпринимательства — идеи частного предпринимательства как стимулятора необходима, но кроме парусов нужен штурвал. Чтобы этот корабль взял верный путь.
ПШ: Это коммунистическая партия.
ВО: Это коммунистическая партия. Но они опирались не только на себя. Они опирались на опыт Тайваня. А Тайванем руководил сын Чан Кайши, который учился вместе с 20:02???????? В коммунистическом университете народов Востока. Он был великий поклонник ленинского НЭПа. И когда Сталин от НЭПа отошел, он критиковал Сталина. И как только он сменил папу Чан Кайши. И стал руководить Тайванем. А у него были еще лучшие условия. Тайвань был японской колонией. Поэтому там колонизаторы владели всем: транспортом, энергетикой, производством сахара, производством алкоголя. Все это взял как государственный сектор. А производство товаров народного потребления и товаров на экспорт отдал частникам. За это время ВВП Тайваня увеличилось в тридцать раз на душу населения. И эффект Тайваня, Сингапура — они это называют эффект просвещенного авторитаризма. Наши очень не любят это слово.
АГ: Просвещенный, наверное?
ВО: Просвещенный. Когда я Миронову нашему из Совета Федерации сказал об этом, он ответил: «Какое безобразие. Не может быть просвещенного авторитаризма». Я сказал, что может. Умную надо вести политику. Богатство, которое создано народом, нельзя разворовывать. То есть у них есть богатые люди. Есть миллиардеры. Но, во-первых, есть страх перед горкомом. Если что не так, то тут же тебя возьмут за определенное место.
ПШ: А что не так может быть? Они ведь расстреливают время от времени.
ВО: Они расстреливают. Еще вопрос, суровость наказания помогает или не помогает? Это большой спор. Но когда я приехал в Сингапур, я убедился, что все-таки помогает. За брошенный окурок — штраф, за переход улицы на красный свет — штраф от 500 долларов. И наши русские разгильдяи становятся такими: «Старик, старик, ты пристегнись давай. А то 500 долларов за это». Какой-то американский турист написал похабное слово в метро. Граффити. Ему сняли штаны. И пятьдесят розг по заду сделали. Америка встала на дыбы: права человека, тыр-пыр.
ПШ: Это не права человека. Это внутренний закон страны.
ВО: В Сингапуре опять же никакой порнухи не показывают, никакого мордобоя. Все это подвергается цензуре. А если ты хочешь посмотреть в полном виде этот фильм можешь пойти в кинотеатр. Там 150 долларов стоит билет. Из них сто долларов идет на то, чтобы послать студентов в лучшие зарубежные ВУЗЫ. Ты можешь любоваться клубничкой, но на эти деньги ребята куда-то поедут учиться. И китайцы много переняли у этих просвещенных авторитористов азиатских. И конечно, чему бы нам стоило поучиться, это тому, как нам относится к недрам страны. Не было такого, что захватил алюминий и на этом деле вылез. Есть богатые люди, но все-таки они все время оглядываются с опаской, как бы их там не вызвали и не пропесочили.
Комментарии