Доллар = 76,42
Евро = 82,71
«Сухой закон» для России
ЛГ: Как вы знаете, в Москве с 1 сентября введен, давайте возьмем в кавычки, «сухой закон» — то есть ограниченная продажа алкоголя в ночные часы, с 22 до 10 утра, по-моему. Сделать такой же «сухой закон» всеобщим на федеральном уровне решило ведомство, издало соответствующий законопроект. «Комсомольская правда» об этом пишет: «Депутаты Госдумы должны рассмотреть его в течение осенней сессии, то есть до конца декабря. Так что 2011 год страна может встретить в безалкогольном состоянии. Любителям выпить придется закупать заранее. Запрет будет действовать с нуля часов до десяти часов вечера». Такое послабление по всей стране.
ПШ: Зачем это все?
ЛГ: Зарубежный опыт показывает, что это как-то действует, конечно, но не очень.
ПШ: Какая цель?
ЛГ: Спасти людей от пьянства.
ПШ: Кстати, такой опыт не так давно уже ведь был? В 80-х годах.
ОК: Как одна из мер, я считаю, она необходима. Но все-таки как одна из мер. Эта мера, которая ведет к уменьшению доступности алкоголя. А доступность может по-разному ограничиваться. Одно из ограничений — цена. У нас самая дешевая водка в мире — три поездки в метро. Нигде она так не доступна. Второе — она продается везде: в палатках, во всех супермаркетах. У нас, по расчетам, в течение двух-трех минут можно купить любое количество водки. А в мире, в той же Финляндии, где мне иногда приходится бывать в командировке, в каждом районе только одна точка. То есть в населенных пунктах граждане не имеют возможности купить. Доступность там в пять тысяч раз, что подсчитано, меньше, чем у нас в России.
ЛГ: Но пьют же.
ПШ: Там самогон не варят.
ОК: Тогда такая мера должна быть в комплексе с мерой другой. Что будет тем, кто нарушает? А если ничего не будет, а будут только дополнительные доходы спекулянтам, таксистам, то это ни к чему не приведет. Это будет только дискредитация власти и этих мер борьбы с алкоголем. Потому что президент провозгласил, что, да, надо бороться. Да, должна быть программа. И вот получается, что это будет галочка тем губернаторам, о которых мы говорили, которые первые ввели на своей территории такое действие. Потому что будет федеральный закон. Но кроме федерального закона будет региональный. А региональные позволяют расширять эти ограничения.
ЛГ: Как хотите.
ОК: Да. То есть хотите — и вообще в субботу и воскресенье ограничения не будет. Но я считаю, что за ограничения надо очень строго спрашивать с продавцов — вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности тем, кто продает алкоголь несовершеннолетним.
ЛГ: Это уже речь о коррупции. Для продавцов это лишние деньги в карман.
ОК: Надо все равно законодательные меры жесткие вводить. В нашей стране работает или не работает... Я думаю, что не работает. Основная мера — это монополия государства на продажу и реализацию спирта.
ЛГ: Как это было.
ПШ: Олег Анатольевич, вопрос как к чиновнику комитета по здравоохранению: спиваемся?
ОК: Да, уж дальше некуда. Если вы посмотрите статистику смертей, то 50 и более процентов смертей — это последствия употребления алкоголя.
ПШ: Мы отличаемся от других стран в этом смысле?
ОК: Отличаемся. У нас смертей от инфарктов и инсультов в пять раз больше, чем во Франции и, например, в Германии. А Франция тоже пьет, тоже пьющая страна. Вот вам показатель. У нас так называемая северная форма пьянства — крепкие спиртные напитки. Если трудно допиться до смерти пивом и легким вином, то водкой вполне можно до смерти. Пол-литра — уже смертельная норма.
ЛГ: А скажите, пожалуйста, это культурное питие — переход от крепких спиртных напитков к пиву, к легким винам — эта переориентация и молодежи в том числе (хотя молодежь уже пивом, по-моему, упилась по самые уши) что-то дает?
ОК: Уменьшение смертности дает. Так же Финляндия действует. Там, кстати говоря, пиво везде продается, во всех супермаркетах.
ЛГ: У нас тоже. Никаких ограничений.
ПШ: Там по крепким спиртным напиткам ограничения в основном. А скажите, пожалуйста: вот хорошо, этой меры недостаточно. Мы хотим оздоровить население. Что нужно сделать?
ОК: Альтернатива должна быть по свободному времени. Это надо начинать с детей, с юношей. Это спорт, активный образ жизни, пропаганда активного образа жизни.
ЛГ: Доступность.
ПШ: Стадионы.
ОК: Стадионы. Но опять-таки, может, повторяюсь, но в скандинавских странах каждая школа имеет спортивный зал, манеж, плавательный бассейн. То есть 95 процентов детей занимаются спортом. Практически все население занимается спортом: лыжни, велосипедные дорожки. Там просто не престижно не заниматься спортом. И совершенно ущербно пить и курить. То есть если такое общественное мнение постоянно создавать, может, и будет толк. Но, думаю, для этого нужно много времени.
ПШ: Подождем?
ЛГ: Подождем.
Комментарии