Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Украинские власти решили рассекретить бывших агентов КГБ
ЛГ: Украинские власти решили разоблачить и рассекретить бывших агентов КГБ. Для этого они намерены разработать новый закон. Об этом сообщают средства массовой информации, в частности РБК, со ссылкой на местные СМИ. Документ позволит передать архивные материалы спецслужб в Институт национальной памяти (есть такой институт), который занимается «воссозданием справедливой истории украинской нации». Замглавы администрации нынешнего президента Украины Анна Герман считает, что правду нужно знать, какой бы горькой она ни была. По ее словам, украинское общество нуждается в очищении, и законное рассекречивание архивов позволит невинным людям избежать обвинений в шпионаже.
АГ: Украина в этом разоблачении не первопроходец. Мы знаем о Латвии, в которой все это было рассекречено, в которой активно за это взялись. Но в общем и целом ни к чему хорошему это в итоге не привело, кроме внутренних конфликтов, чуть ли не семейных распрей и громких политических отставок и скандалов. Зачем? Вот единственный вопрос.
ВЖ: Мне тоже удивительно. Вы вспомнили про Латвию. Там получились занятные вещи. Вдруг в этих списках оказывались люди, которые, что называется…
ЛГ: Ни сном ни духом.
ВЖ: Ни сном ни духом. Организация была, конечно, мощная, дисциплинированная. Но и там тоже были приписки. Потому что на тот момент надо было такое-то количество завербованных агентов. И вот записывали людей.
ЛГ: Во исполнение великого плана?
ВЖ: Да.
ЛГ: А кто там проверит…
ВЖ: Да, а кто там проверит! Агенты-то секретные. Раскрывать их нельзя. Это первое. Второе. Особенно это характерно для Украины. Дело в том, что в отличие от нашего ФСБ, которое из КГБ превратилось в ФСБ, пройдя там, по-моему, шесть или семь…
ЛГ: ...Кругов ада.
ВЖ: Кругов ада и организаций... Вообще-то говоря, служба безопасности Украины не реформировалась ни разу. Она унаследовала все от украинского КГБ. Поэтому я боюсь, что она унаследовала в том числе и своих уведомителей.
АГ: Но бывших же не бывает.
ВЖ: Это значит, что будет рассекречивание не осведомителей ненавистного коммунистического КГБ, а (в том числе) осведомителей совершенно, так сказать, лояльной государству организации под названием «Действующие службы безопасности Украины». Тем более странно, что Анна Герман (ну, она человек творческий) тут говорила по поводу шпионов. Разоблачать шпионов надо — если имеются в виду шпионы, которые работали в Советском Союзе, в том числе и на территории Украины. Но тогда надо открывать архивы не служб безопасности Украины, а ЦРУ, немецкой разведки, Моссада и так далее. При чем тут шпионы, мне вообще не понятно.
АГ: Больше всего это похоже на попытку чистки кадров.
ЛГ: То есть вы хотите сказать, что одних уберут, а других — своих — поставят?
АГ: Новое руководство. Новая метла.
ВЖ: Здесь, скорее всего, так: списки можно… Кстати, в Грузии пытались это делать, и сразу у всех появились подозрения, что списки опубликуют, но не все, а выборочно.
АГ: Вот о том и речь.
ВЖ: Интересно будет посмотреть на эти списки и, так сказать, партийную принадлежность. А учитывая, что действующая власть займется этим…
АГ: ...То, возможно, оранжевых там будет большинство.
ВЖ: Совершенно верно. Ну, что называется, чем бы дитя ни тешилось…
ЛГ: ...Только бы не руками.
АГ: ...И только бы не у нас.
ЛГ: Как говорят на одной из радиостанций, еще один вопрос, может быть, даже последний. А если бы эти списки были реальными? Не приписанными? Все было бы так, как надо? Вообще это нужно делать или не нужно? Все это поднимать?
АГ: В целом…
ЛГ: Затронуты не только ведь сотрудники, затронуты и семьи. Это же совершено взрывное дело.
ВЖ: Вы знаете, это непростой вопрос. В другой реальности... Вот я работал когда-то в ядерном научно-исследовательском институте, и многих ребят у нас, надо сказать, на работу в КГБ забирали. Ну, уже привыкли работать с секретной документацией, проверены... Ко мне тогда не обращались. Но, думаю, если бы обратились, то, может быть, я и согласился бы. В те времена.
ЛГ: Вот я об этом и спрашиваю.
ВЖ: Потому что ореол этой организации был такой позитивный. Несмотря на разоблачения времен культа личности, понимали, что эта структура была исполнителем, что все решения принимались партией, а не этой организацией. Она, так сказать, карающий меч партии. Другое дело, что называется, борьба против внешнего врага, тогда это считалось достаточно престижным занятием.
АГ: А сейчас могут понавешать ярлыков и нарубить дров, как это всегда получается.
ВЖ: Совершенно верно, понавешать ярлыков на тех людей, особенно этих секретных сотрудников, которых в той ситуации могли записывать, просто шантажируя какими-то личными проблемами, личными вещами. И никуда тебе не деться. Никуда вообще. Так сказать, волчий билет на всю жизнь — или подпиши. Ты вроде бы ничего не будешь делать, но вроде как числишься. Поэтому это очень непросто. Мне кажется, эта какая-то отрыжка «оранжевых» времен на Украине появилась сейчас. Но я думаю, это у них постепенно сойдет на нет. Или это кампания перед местными выборами. Кого-то надо почистить.
Комментарии