Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Юрий Иванов, в защиту Янаева, ч. 3
Потом начался процесс. Им изменили меру пресечения. В здании Верховного суда, где их судили, адвокатам выделили зал, для того чтобы можно было общаться с гэкачепистами. Я, помню, подавал ходатайство с просьбой, чтобы выделили зал и для журналистов. Чтобы они могли поставить технику и камеры. Помню, принес ходатайство от дуайена иностранного журналистского корпуса. Но было отказано в этом.
Там, в этом зале, уже собирались Лукьянов, Павлов, Крючков, Плеханов, Шенин, Язов и их адвокаты. Получались своеобразные «производственные совещания», когда мы обсуждали позицию, чего нам придерживаться, чтобы не было противоречий. Ну, в общем, то, что делает прокуратура, и то, что делают адвокаты. Обычная рутинная работа...
Здесь у нас с Геннадием Ивановичем уже были очень близкие отношения. Вообще, у меня где-то осталось три-четыре записки от него, которые он писал не только Крючкову, но и мне. Давал какие-то советы и так далее. Все очень ясно, четко, жестко. И это был человек очень умный. Из полутора десятков гэкачепистов, если взять ораторские способности — как адвокат я могу оценить ораторское искусство человека, — я могу сказать, что, конечно, наиболее выдающийся человек как оратор был Лукьянов, тут все понятно: доктор юридических наук… И Янаев. Причем у Янаева было даже одно преимущество. Янаев все умел говорить просто. Вот это был человек, который как профсоюзник умел разговаривать не только на уровне научной кафедры, он умел говорить с аудиторией, с людьми — ясно и доступно. Речь быстрая, красочная. И жесткая позиция.
Возможно, поэтому в процесс его не пустили. Ведь мало кто знает, но Янаев был из процесса выведен. Воспользовались тем, что Хамзаев выехал в Чечню, и тут же дело Янаева выделили в отдельное производство. Вот это мало кто знает, а это факт. Вывод из дела.
Почему я говорю о Янаеве как о личности? Потому что я понимаю важность личности в историческом аспекте. Смотрите, что у нас получается. Либералы умело ведут агитационную, пропагандистскую, информационную войну против флагов коммунистов, националистов, против своих недругов. При этом они не брезгуют любыми методами. Уйма клеветы и мифов звучит с экранов телевизоров.
Говорят, например, что Хрущев бил ботинком на трибуне Организации Объединенных Наций. Абсолютно все заседания ООН снимались на кинокамеру. Покажите хоть раз кадр, как он это делает… Помощники Хрущева говорят, что никогда он не снимал ботинки и не лупил ими по столу. Но это забивают в подсознание поколений.
Или, например, фраза Сталина, ему приписанная: «Не важно, как проголосуют, — важно, как посчитают». Я целое расследование проводил, разговаривал с десятком ученых, людей, которые архивы изучали. Сталин никогда ничего подобного не говорил. Это было вброшено в конце 80-х этой нашей хеврой, скажем так, которая хотела приписать своему врагу то, чего он не говорил. Если вам это говорят, потребуйте от оратора, чтобы он назвал источник… Ничего нет. Родили, вбросили и удивительно — даже люди, казалось бы, оппозиционных взглядов, тоже тупо цитируют.
Есть и еще более подлые вещи. Сейчас рассказывают, как маршал Жуков в Потсдаме во время какого-то банкета разговаривал с Эйзенхауэром, который руководил в то время западными войсками. И Эйзенхауэр его упрекал: что же вы столько людей положили под Берлином и так далее? А Жуков ему якобы ответил: «Ничего страшного, русские бабы еще нарожают». Это подлейшая ложь. Выясняли этот вопрос. Мухин, Бушин и другие. Созванивались с Америкой. Изучали в подлиннике мемуары Эйзенхауэра. Ничего подобного нет. Просто приписано и вброшено. И по всем экранам это идет. Порочат человека. Где-то там на банкете маршал Жуков будет говорить американцу фразу скотского содержания. Но они ее вбрасывают и вбрасывают…
Вообще по поводу подобной мифологии можно сказать, что особо отличается эта творческая наша интеллигенция. Ну ладно там Никита Михалков малюет себе синяки, снимает «Утомленные солнцем». Он все время ставит и пишет то, что угодно власти. Фигура такая, что говорить не хочется… Ладно, Федор Бондарчук нам рассказывает про 9-ю роту. Там погибло четыре человека. Пулеметчик Александров был награжден званием Героя Советского Союза. Федор не поставит вам фильм о Чечне, про псковскую группу, как их убивали, и к ним никто не приходил на помощь, не поставит вам фильм о том, как в Назрани во время нападения боевиков министр внутренних дел и группа его окружения из пистолетов отбивались четыре часа, и ни одного вертолета не было. Такие фильмы наш любитель «Росгосстраха» Бондарчук никогда не поставит. Он будет только ставить гадость про советскую власть.
Или, например, хазановщина… Хазанов, который любит изображать Брежнева. Ну ради Бога, ты критикуй его, я тоже не большой любитель Брежнева. Но шепелявить, изображать эти звуки, свист. Да, у Брежнева к старости был дефект речи. Он был фронтовик, ему было за 70 лет, больной человек. И когда он начинает пародировать это, то, у меня лично возникает чувство гадости к этому юмористу.
Или по Ленину. Ну ясно, что в конце жизни у Ленина был тяжелейший инсульт. Все знают, что такое инсульт. У многих из нас родители умерли от инсульта. Мы понимаем, что человек после инсульта — это парализованный человек. И Сокуров, ничтожный для меня, ставит фильм о Ленине «Телец» и показывает Ленина в состоянии инсульта. Возникает вопрос: вообще у Сокурова родители были? И он вообще видел людей, которые умирают от инфаркта, от инсульта? Вот это паскудство омерзительно. Но тем не менее оппозиция должна с этим как-то бороться. Она должна мифологию развенчивать...
Кроме того, обязательно надо было расстрелять ельцина и его окружение — людям как у нас, так и на Западе это бы, как ни странно, понравилось — все бы увидели, что пришли серьезные люди, которые гарантируют сохранность вложенных капиталов.
Ну и наконец, жалко, что их потом не расстреляли после бесславного конца — были бы мученики, хоть какая-то польза от этой бесполезной кампании (кроме генерала Варенникова, разумеется, святого человека).
Не слишком ли Вы кровожадны, Агент Смит? Всех бы расстрелять — такая позиция либо гворит о мальчишестве, либо об отсутствии разума. А. Иванов совершенно прав в оценке Г. Янаева, даже желтые СМИ («Комсомолка» им МК) сейчас заговорили о порядочности этого человека, который чувствовал огромную ответсвенность за судьбу страны и знал, что его ждет.
Как хорошо, что «вышел из тени» Юрий Павлович Иванов, его свидетельства очень важны в современной оценке поведения участников ГКЧП. Пишите мемуары, г-н Иванов!
Вы — в плену штампов.! Только не либеральных , а «анпиловских»... .
СССР и Китай конца 80-х несопоставимы. Проблема гекачепистов была в том, что над ними был предатель Горби Причем , предатель избранный народом. И противостоял ему другой предатель -Ельцин. Кроме того, СМИ были в руках А.Яковлева, а в следствие этого обыватель, прежде всего московский, поддерживал и выбирал из этой парочки. В Китае руководство было едино и не расколото — отсюда и возможность резких шагов... Применение силы и кровь вряд ли бы, что-то остановили , при таких обстоятельствах, уже развернутое в другую сторону тупое общество ...
По Варенникову — прочтите оправдательный приговор, ужаснетесь ! Там просто констатируется непричастность Варенникова к гекачепистам.
Т.е., если Янгаев хотя бы бронетехнику вводил указом, а Крючков в Форосе связь у Горби отключал, то Варенников просто отсиживался ... Да и закончил он позорно, в думской пропутинской фракции. Испортил славную фронтовую биографию ... .
Проблема, поставленная Ивановым шире, чем роль Янаева. Это историческое незнание.Ведь нас от ГКЧП по историческим меркам отделяет всего ничего — а сколько лжи пишут о том, чему свидетелями были мы сами.Вот сегодня 3 октября — расстрел Белого Дома. А мы до сих пор не знаем достоверно, что и как происходило там. Роль Ельцина, Руцкого, Грачева и остальных — все нуждается в свидетелях и документах, и все это хотелось бы знать.
Спасибо за очень интересное и искреннее выступление, присоединяюсь к отклику выше: Пишите мемуары, г-н Иванов!
Извините, что отвечаю с таким опозданием, долго колебался, может, просто набрать номер и поговорить. Потом прочел еще раз Вашу речь и отклики и понял, что разбора по существу Вашего выступления почему-то не случилось. Поэтому, извините уж, со всей прямотой рядового участника перестройки и бывшего историка советской, марксистско-ленинской и где-то даже сталинской школы, хотя и со слабой надеждой сохранитть Ваше незаслуженно доброе ко мне отношение.
Ю.П, Вы с большой симпатией высказываетесь о Геннадии Янаеве, наверное, имееете для этого все основания. Но из тех фактов, которые Вы откровенно сообщаете, к сожалению, вырисовывается какая-то не очень симпатичная фигура, и в смысле честности, и в смысле ума, которые Вы-то как раз у Янаева находите.
Начнем с ума. Хотелось бы, конечно, прочесть его аналитические замечания на текст Союзного договора. Но пока о том, что услышал от Вас. Вот Янаев выступает в защиту Горбачева и объясняет свой,наверное, благородный поступок так: «Знаешь, Юра, я просто вышел, потому что вот бьют, бьют человека. Мне стало жалко его…».
Проходит немного времени и Крючков предлагает Янаеву возглавить ГКЧП, лишив Горбачева власти. «Янаев минут пять походил, Потом подумал еще» ... и согласился. 5 — всего П-Я-Т- Ь!!! минут подумал Янаев, Ю.П, и — вверг нашу страну , нашу великую родину в — сами найдите подходящее определение. А аргументы привел — очень умственного порядка — : «Надоела эта мерзость: Горбачев, Ельцин, споры, тряски, закулисье, эти договора«. Юрий Павлович, что угодно вижу здесь, только не ум не только не мужа, но и даже не мальчика, а истерику брошенной гимназистки или, без гендерных обид, логику того персонажа из Диканьки: »А куды идешь куме? — А куды ноги несуть"
Теперь о нравственности, честности Янаева. То, что Янаев согласился сказать следствию, что Крючков установил ему прослушку по его же янаевскому желанию, — ведь это же ложь, не так ли? Разве не об этом предупреждают следователи — об уголовноуй ответственности за дачу ложных показаний. Тем более, это было лжесвидетельство по сговору с участием минимум четырех человек. И, в скобках, насколько нравственно прав адвокат, уговаривающий подследственного соврать в пользу своего подзащитного.
И кстати, ув Ю. П, здесь же о Вашей любимой теме либерального мифотворчества: если бы не это Ваше выступление, мы бы так и думали, что Янаева Крючков прослушивал с согласия самого Янаева, а, оказывается, прослушка была тайной. А теперь вопрос на засыпку, на основе чего вырастет очередной либеральный миф — записи в протоколе допроса членов ГКЧП или Вашего видеоинтервью?
Кстати, о Крючкове. Не так давно в программе Владимира Кара-Мурзы на Радио Свобода Вы сказали примерно следующее, вот объединить бы Крючкова и Руцкого, и получилась бы фигура калибра Наполеона или Ленина. Я удивился, но не успел обсудить с Вами. А тепер, понял, действительно, извините за невольную иронию, искать главу государства путем прослушки- это очень по-наполеновски и по-ленински. У Наполеона был верный министр-полицейский Фуше, а у Ленина — целая ВЧК.