Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Скандалы вокруг переписи населения
ЛГ: Теперь о переписи населения. Всероссийская перепись населения едва, как вы знаете, успела начаться. А население, как пишут разные средства информации, уже беспокоится о том, во сколько это обойдется бюджету. И сколько еще средств будет потрачено на обработку результатов. Вам эти деньги, дорогие друзья, все равно не достанутся. Так что не беспокойтесь. В частности, возмущение вызвало то, что статья расходов на перепись есть не только в бюджете этого года, когда проводится основная часть работы, но и в бюджете на 2011 год. В ведомстве Александра Суринова нас успокаивают тем, что на перепись одного гражданина РФ уходит в разы меньше денег, чем на перепись жителя США. У нас — 4 доллара, у них — 50. Кроме того, половина россиян полагает, что собранная в ходе переписи информация будет использована для выявления нелегальных переселенцев. Ну и слава Богу — наконец-то выселят. Еще столько же опасаются, что она может попасть в военкоматы. Однако, несмотря на все эти сомнения, 87 процентов участников проведенного в России социологического опроса выразили готовность принять в участие в переписи.
МД: Прежде всего я хочу сказать, что возмущение вызвано не тем, что в 2011 году выделяются деньги на перепись, а тем, что в 2011 выделяются деньги на подготовку к переписи, которая уже была проведена.
АГ: Ну, это вы заметили. А мы этого не знали.
МД: Так вот, проблема на самом деле не в военкоматах. Участковые прекрасно знают, где что у них на территории. И если военком сядет с участковым и разопьет бутылочку, то никакой переписи не нужно. То же самое относится к нелегальным мигрантам. Можно подумать, что кто-то не знает, где они находятся. Можно подумать, что переписчик пойдет в общежитие, где живут нелегальные мигранты. А если он, не дай Бог, туда пойдет, то не факт, что оттуда выйдет.
АГ: С информацией.
МД: Даже и без информации. В чем проблема реально? Реальная проблема, во-первых, это качество переписи. У нас в России есть такие народы, как эльфы...
АГ: Казаки…
МД: По переписи 2002 года в стране более 230 тысяч людей, которые считают себя русскими и при этом сообщают, что не владеют русским языком. Понятно? Да.
АГ: А можно вопрос по ходу? Вот мы говорим, перепись… Не важно, как она проводится — хорошо ли, плохо. В идеальной ситуации с точки зрения развития страны она нужна? И для чего?
МД: Каждые десять лет нужно узнавать, кто, где и почему живет. Это важно.
ЛГ: У нас на улице нет ни одного продуктового магазина... Сложно найти продуктовый магазин.
МД: Для того чтобы понять, что на Кутузовском проспекте нужен продуктовый магазин, перепись не нужна.
ЛГ: А как? Сколько народу живет...
АГ: Это называется маркетинговые исследования.
МД: На самом деле это простая вещь. Но проблема в том, что нужно понимать где. У нас население Москвы официально, вы будете смеяться, 10 миллионов человек.
ЛГ: Да.
МД: Но это же неправда!
АГ: Хорошо, мы получили достоверные данные…
МД: И на основании этого можно заниматься стратегическим планированием. Вот здесь мы строим метро. А к этому городу железную дорогу не тянем, потому что это уже не город, а две с половиной бабушки. А вот в этом месте у нас образовалось 5 тысяч китайцев, которые чем-то занимаются. И давайте, ребята, положим к ним дорогу, чтобы там был бизнес — и кто-нибудь платил налоги.
АГ: Хорошо. А теперь вернемся к нашей ситуации. Мы собираем заведомо недостоверные данные.
МД: Любая статистика отчасти недостоверна...
АГ: Это понятно.
МД: Но нужно понимать степень ее недостоверности. И проблема в том, что степень недостоверности сейчас не понимается. Потому что проведение переписи отдано студентам, которые работают бесплатно. Нет контроля.
АГ: А государство будет серьезно относиться к тем данным, которые соберет?
МД: Думаю, что они будут использованы в качестве пропаганды. Например, у нас есть народы, которые продемонстрировали взрывообразный рост своей численности — явно для того, чтобы получить больший бюджетный трансферт.
ЛГ: Да.
МД: У нас есть много городов, которые балансируют на грани миллионника. До переписи они расширяли свои границы, включали в свой состав хутора и Бог знает что еще, лишь бы нарастить численность населения. Потому что если вы попали в миллионники, то и живете хорошо.
АГ: И не дай Бог потерять статус миллионника.
МД: А теперь это решается с помощью переписи. Но представьте, что вы руководитель местного отделения Росстата. Вызывает вас к себе даже не мэр, а губернатор и говорит: «Из-за вас город может потерять конкретные бюджетные деньги. Я вам ничего не сделаю. Но каждый горожанин будет знать, что это из-за вас». Понятно? И дело не в том, что вы чего-то боитесь. Вы патриот своего города. Вы действительно хотите, чтобы на эти деньги была отремонтирована канализация, покрашены клумбы…
АГ: А стратегическое планирование тоже будет таким образом проводиться?
МД: Нет. Потому что у нас нет стратегического планирования.
АГ: Мы этим не занимаемся.
МД: Наше государство этим, к сожалению, не занимается. Но когда наше государство оздоровится (я думаю, что это произойдет в ходе системного кризиса где-нибудь году в 2014-м, в крайнем случае — в 2015-м), ему понадобятся данные о том, что, собственно говоря, было на территории страны до системного кризиса. Других данных, кроме переписи 2010 года, не будет. Поэтому перепись нужна.
АГ: Только это надо сказать людям. Потому что после ваших слов, я думаю, зрители…
МД: До этого я говорил с точки зрения государства, общества, народа. А теперь давайте посмотрим с другой стороны, с точки зрения физического лица, такого как я, как вы, как все мы. Это не анонимная перепись. И когда переписчик начинает задавать вопросы об имуществе, о доходах, о наличии Интернета, что является очень серьезным косвенным признаком благосостояния… Вы даете на себя наводку.
Комментарии