Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Летом были пожары — зимой будут техногенные катастрофы
ЛГ: Есть такой сайт «Особая буква», где я нашел довольно любопытную публикацию. Некто пишет: «Очень здорово, наверное, что президент России завел себе iPad. Особенно в тот момент, когда население его страны размышляет о том, как не сгореть заживо в июле и не замерзнуть в январе. «При самых неблагоприятных стечениях обстоятельств, включая погодный фактор, нарастание степени изношенности основных фондов и оборудования, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории всех 17 субъектов Центрального федерального округа». Это вовсе не алармистский прогноз оппозиционных экспертов, которых можно легко обвинить в нагнетании обстановки, разжигании розни, очевидной ангажированности и прочих страшных, хоть и ложных грехах, подробно и привычно перечисляемых в реакции официальной государственной пропаганды. Это заявление Центрального регионального центра МЧС России, которое передает вполне лояльное руководству страны РИА «Новости». Вот такая публикация.
МД: Прежде всего, кризис — он совсем недавно. Один сержант ВДВ из другой страны, сделав неплохую карьеру, подарил нашему президенту пакет сладостей. И наш президент собрался инвестировать несколько сот миллиардов долларов в создание этих сладостей. Я надеюсь, что кто-нибудь умный подарит нашему президенту обрывок канализационной трубы...
АГ: Вместо айпада.
МД: После чего хотя бы несколько сотен миллионов долларов будет инвестировано в нашу, а не в венесуэльскую жилищно-коммунальную сферу.
АГ: Среди интересующейся публики ходят вот какие слухи. Летом, когда все горело, региональные бюджеты получали огромные деньги на тушение пожаров. И говорят, что каждый губернатор построил себе по домику на Лазурном берегу, совершенно не думая о том, что тратит те деньги, которые можно было пустить на подготовку к зиме. Действительно ли это так?
МД: На самом деле, если губернатор ворует, для системы это не страшно. Но правильная система должна прийти к этому губернатору. В свое время товарищ Сталин пригласил к себе одного из советских начальников и сказал: «Я знаю, что вы построили себе хорошую двухэтажную дачу. Я не могу выразить, как я благодарен вам, что вы отдали ее под детский дом. Спасибо вам большое». В принципе то же самое можно сделать с любым из российских губернаторов. После чего они немножко придут в норму. Но мне почему-то кажется, что ни премьер, ни президент, ни кто-то пониже такого разговора с ними не заведут. Теперь о зиме. Беда в том, что основная часть инвестиций в ЖКХ в 2000-е годы вкладывалась в жилищное хозяйство крупных городов — сначала только Москвы и Питера, потом еще некоторых. У нас очень высок процент аварийного и просто изношенного жилья. Это скверно. Это неправильно.
Эта зима будет плохой. Синоптики сейчас не умеют прогнозировать. Но не нужно предъявлять к ним больших претензий. Система прогнозирования стоит денег. Эти деньги нельзя украсть, а раз их нельзя украсть, их лучше сэкономить. Оптимизировать бюджетные расходы. Собственно говоря, синоптики сейчас напоминают астронома с выколотыми глазами. Но кое-что они делать умеют. Так вот, эта зима будет холодной. Я не хочу никого пугать. Москва — хороший город. Но когда были серьезные холода и товарищу Косыгину подсчитали, сколько стоит утеплить Москву, первое, что он сказал (а Косыгин был очень хороший хозяин): «Так что же нам теперь, разоружиться перед НАТО?»
АГ: Это получаются сопоставимые расходы?
МД: А затем поинтересовался, как часто бывают такие холода. Ему сказали: раз в четверть века. Тогда он заметил: «Не надо утеплять. Мы лучше ее заново отстроим». Москва — прекрасный город, даже после Лужкова 2000-х годов. Температуру ниже минус 35 градусов трое суток подряд она должна выдержать. А дальше — как повезет. Вы представляете, что произойдет, если два миллиона москвичей подойдут к розеткам и воткнут в них штепселя своих калориферов?..
ЛГ: Я оптимист. Я считаю, что все будет хорошо.
МД: А я считаю, что вероятность этого низка. Даже если в этом году и обойдется... Впрочем, в любом случае мы ничего не можем изменить. И закон о полиции. Этот закон представляет для нас даже большую угрозу, чем холодная зима. Знаете, с холодом можно договориться, а с полицейским, которые получат те права, которые прописаны в законе, договориться нельзя. Но вернемся к ЖКХ. У нас нет реальной модернизации ЖКХ. На самом деле у нас есть шикарные технологии, кое-где они применяются. Но для того чтобы внедрить их масштабно по всей стране, нужно не говорить о модернизации, а ее осуществлять.
ЛГ: Нужно просто все переоснастить.
МД: Нужно взять паяльник в одну руку, чековую книжку в другую, вызывать к себе мэров и сказать: «Господин мэр, вы пока еще избираетесь всенародно. Поэтому уволить мы вас не можем. Но мы можем вас посадить. Через два года ваше ЖКХ должно быть на европейском уровне». Да, в мелких и нищих городах мэр не может ничего сделать. Но в городах крупных и обеспеченных средних он способен решить проблему.
АГ: И деньги на это есть?
МД: На это есть деньги. Россия — самая богатая в мире страна. Все эти разговоры про Америку, Японию, Швейцарию — пустое. Для американцев, японцев и швейцарцев мы самая богатая в мире страна с самым бедным (среди обеспеченных стран) населением.
ЛГ: Это правда.
МД: Это парадокс. Чтобы его изменить, нужно изменить политическую систему. Для того же, чтобы пережить зиму следующего года, нам не нужно менять политическую систему. Достаточно изменить систему ЖКХ. Если вы не хотите иметь приличное государство, черт с вами. Создайте систему ЖКХ, которая позволит выживать людям. Сделайте это. Вы же тоже здесь иногда ездите по улицам. Если ваши коттеджи и машины с мигалками начнут забрасывать камнями, вам не поможет никакая ФСО. Поймите правильно: этого не хочет никто. Но если вы будете пренебрегать ЖКХ, если продолжите отдавать ЖКХ на откуп бандитам и жуликам, вам будет плохо. У вас на счетах будут лежать миллиарды долларов, но далеко не факт, что вы сумеете доехать до своего дома.
Комментарии