Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Конфликт между Россией и Японией по поводу Курил
ЛГ: Соединенные Штаты Америки поддержали Министерство иностранных дел Японии и правительство Японии во главе с Наото Каном в споре за Курильские острова с Россией. Сейчас о последних событиях (о них сообщают, кстати, японские СМИ). «Мы обеспокоены спором между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Мы поддерживаем позицию Японии в отношении северных территорий», — это слова пресс-секретаря Госдепартамента Ф.Кроули, приводимые японскими СМИ. Господин Кроули указал, что в течение многих лет США поддерживали обе стороны в мирном разрешении спора о Курильских островах. Заявление Кроули последовало сразу после визита президента России на южнокурильский остров Кунашир. Как сообщает наше Министерство иностранных дел, президент, возможно, посетит и другие острова. Вообще, какая-то странная, как мне кажется, история. Это же наша территория. Завоеванная в войне.
ГС: В боях.
ЛГ: Да, в боях. Японцы забыли, кого они поддерживали и как они проиграли. И что теперь?
АГ: Наш постоянный автор Антон Орех, являющийся патриотом в этом вопросе и считающий, что Курилы — наша территория, задается вопросом: зачем все это понадобилось? 65 лет ни один лидер российского государства не появлялся на Курилах, не провоцировал японского соседа. И тут ни с того ни с сего Медведев отправляется с таким визитом, да еще говорит, что, наверное, вновь туда вернется. Вот хотелось бы и вам этот вопрос задать (я пока не буду говорить, как на него Орех отвечает). Зачем?
ГС: Две гипотезы. Первая — это непрофессионализм, потому что проблема известна. Проблема существует. Если у президента есть такая настоятельная необходимость посетить самый мелкий и незначительный из этих четырех спорных островов, причем расположенный ближе всего к Японии, то можно было бы сделать это деликатно, проведя консультации с японцами. Объяснив эту необходимость. Понятно, что никакой практической причины не было. Вторая гипотеза — это издержки избирательной кампании, которая уже началась.
АГ: Вот и Орех так думает. Для внутреннего пользования.
ГС: Конечно, для внутреннего пользования. На самом деле я подозреваю, что и такая жесткая реакция японцев — тоже для внутреннего пользования. И подозреваю, что через несколько месяцев это забудут и все вернется на круги своя — вместе с послом и с проблемой.
ЛГ: Посол, кстати, ездил консультироваться по вопросам японско-китайских отношений, как теперь говорят.
ГС: Это не важно. Зато для внутреннего потребления это можно рассматривать как угодно.
ЛГ: А американцы-то что? «Мы поддерживаем Японию...»
ГС: С американцами все понятно. Они технично использовали нашу промашку. И больше ничего. Потому что проблема треугольника «Япония, Россия и США» — это проблема постоянная. И одно время наши довольно грамотно играли в этом треугольнике на существующих противоречиях между Японией и США. А сейчас они непонятно ради чего — допустим, ради избирательной кампании — себя этой возможности на какое-то время лишили и дали козыри американцам. Выиграли только американцы — во взаимоотношениях в этом треугольнике.
ЛГ: Там есть еще и Китай.
ГС: Там четырехугольник. Сейчас я говорю о взаимоотношениях в треугольнике.
ЛГ: А может быть, Китай каким-то образом попросил президента? Ты, мол, давай с одной стороны, мы с другой…
АГ: Мы ваш газ берем…
ЛГ: Нет ли у вас на этот счет каких-либо мыслей?
ГС: Мы берем ваш газ — это не очень большое одолжение. Потому что им нужен этот газ.
ЛГ: Китай там с какой стороны?
ГС: Не знаю. Это уже предположения. Мы же сейчас интерпретируем то, что стало общественным фактом. И черт его знает, что там с Китаем. С точки зрения хотя бы среднесрочной политики это шаг не очень ловкий.
АГ: А если взглянуть на ситуацию в долгосрочной перспективе, то Япония обиделась. Мы там проявили себя каким-то образом, все вроде бы остались при своих. Но Япония продолжает инвестиции в этот регион, продолжает дотации. Вот СМИ обращают внимание на то, что ничего не изменилось. Медведев высказался о том, что надо развивать регионы. А регионы по-настоящему развивают японцы. Не добьются ли они своего рано или поздно? Просто купят в конце концов.
ГС: За хорошую цену почему бы не продать два маленьких острова? Я почему говорю о двух? Потому что это подписано в 1958 году при Хрущеве. Тогда вроде бы достигли такой договоренности: мы отдаем вам два острова и заключаем мирный договор. Но тогда наши эту возможность не использовали, и сейчас японцы не смотрят на такую перспективу как на решение проблемы. Им теперь подавай четыре. А с четырьмя сложнее. Четыре острова — уже посолиднее и посерьезнее.
Комментарии