Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Кто такие фанаты?
Лев Гулько: Давайте условно назовем нашу сегодняшнюю беседу «Манежная площадь». Всем понятно, о чем идет речь, — последние события на Манежной площади. В первой части я бы хотел поговорить о том, кто такие фанаты. И вот почему. Юрий Павлович Иванов долгое время занимался не то что историей движения, а, я бы сказал, историей углубления этого движения. Для того чтобы понять, кто эти люди, чем они занимаются, чем опасны или не опасны. Теперь слово «фанаты» у всех на слуху. С них все вроде бы начиналось, но ими же и закончилось. Кто такие фанаты?
Юрий Иванов: Вообще, для того чтобы это определить, нужны не юристы, не экономисты, не журналисты. Тут нужна серьезнейшая социологическая работа. Социологи должны отвечать на этот вопрос. Я вам скажу, что к этому вопросу никто пока даже близко не подступал. Вот, например, такой чисто социологический аспект: кто эти люди по профессии?
ЛГ: Разные профессии.
ЮИ: Да. Тем не менее мы понимаем, что фанаты — это даже не те, кому 16—17 лет. Это те, кому 20—30. Например, я читаю, что в Петербурге арестован один из фанатов, который во время движения по Невскому проспекту бил сотрудника милиции (есть видеосъемка). Человек арестован, и я пытаюсь выяснить, кто он по профессии. И вдруг оказывается, что он обслуживает правительственную связь. У меня начинает крыша ехать.
ЛГ: То есть, с одной стороны, государственный человек, а с другой — бьет по башке это государство.
ЮИ: Да. Теперь вот Свиридов Егор, убитый. Пусть земля ему будет пухом. Я пытаюсь понять, кто он. Говорят, он один из лидеров спартаковского фанатского…
ЛГ: А я слышал, что не сильный он и фанат.
ЮИ: Это следствие будет устанавливать. Но меня интересует, кто он с социологической точки зрения. Итак, он окончил геодезический техникум. Я не знаю, где он в последнее время работал, но он принимал участие в каких-то геодезических работах. И у меня возникает вопрос: как этот человек мог систематически ездить по всей Европе с клубами, о чем говорят его друзья, и как он сумел справить свадьбу на Ямайке? Я просто как бы подчеркиваю сложность темы.
Так вот, я бы назвал фанатов одним словом, для того чтобы ввести это слово в обращение.
ЛГ: Давайте.
ЮИ: Это сетевики. Когда я работал в комиссии по Беслану, мне приходилось изучать деятельность «Аль-Каиды». Мы знаем, как действуют антиглобалисты. Они появляются где-то, устраивают погром, а потом исчезают.
ЛГ: Я могу вам еще назвать «Гринпис».
ЮИ: «Гринпис». Абсолютно верно. А я могу привести вам уже российский пример. Когда появилась информация о том, что будут запрещены автомобили с правым рулем, за четыре дня через Интернет соединились 44 региона и одновременно выступили с акцией протеста.
ЛГ: Автомобилисты — это отдельная история.
ЮИ: Тем не менее. Вы считаете, что организационно это легко? Мне раньше казалось, что сложно. Так вот, фанатские группировки — это сетевые группировки. А что такое сетевые группировки? У них нет явно выраженного лидера. Поэтому когда сегодня приглашают президента Всероссийского объединения болельщиков Шпрыгина или берут интервью у руководителя какого-то фанатского объединения — это пустое. Они все разбиты на мелкие группки, по 50—100 человек. И руководить ими невозможно.
ЛГ: Никто ни за что не отвечает. Понимаю. Но те, кто пришел на Манежную площадь, кто пришел к Киевскому вокзалу, кто устраивал эти беспорядки, у всех же на слуху, — фанаты. Значит, беспредел. С чем фанаты ассоциируются? С беспределом. Дальше идут националисты. Тут же фанаты. Знак равенства. Дальше идут, хотя вы и не любите этого слова, фашисты. Знак равенства. Значит, кто был на Манежной площади? Кто все устраивал?
ЮИ: Это очень сложно. Ведь среди фанатов есть, скажем, объединения, которые болеют за «Челси». И за Абрамовича. И членов этих фанатских объединений, этих группировок никак не назовешь фашистами или левыми радикалами. И так далее. Я еще раз говорю, что это огромное многообразие.
Тут надо подойти с несколько иной позиции, как мне кажется. Наше общество сегодня состоит из политических сегментов. 65 процентов — это националисты. 25 процентов — это коммунисты. Я не знаю, точная ли это статистика, я отталкиваюсь от того, что говорят. Остается 10 процентов. Из этих 10 процентов 5 я отдаю либералам, западникам. И оставшиеся 5 процентов — это или кавказцы в чистом виде, которые исповедуют только этническую близость, или воровская государственная чиновная сеть.
ЛГ: Мне кажется, что кавказцы, исповедующие этническую близость, — это тоже националисты.
ЮИ: Согласен. Но я говорю о националистах славянского происхождения.
ЛГ: Меня волнует, кто устроил погром. Понимаете?
ЮИ: А если я вам скажу, что погром устроила вся наша власть в широком смысле слова и вся идеологическая власть? То есть в этом виноваты не только Путин и силовики, но и сами либералы. Потому что шло зомбирование, шло «опыление» определенной идеологией, чуждой этому сегменту. И сейчас этот сегмент — как больной организм. Он выдал свою рвотную массу. И мы получили то, что получили.
ЛГ: То есть все-таки это рвотная масса?
ЮИ: Это рвотная масса.
ЛГ: И не какие-то светлые головы... Это просто рвотная масса.
ЮИ: Другое дело, что я бы, может, так жестко на этом не концентрировался. Потому что определенные их лозунги, определенные их тезисы — они просто национальные и ничего фашистского в себе не несут. «Россия для русских» — это очень сложный вопрос.
ЛГ: Как сложный? У нас в стране, смотрите, татары, башкиры...
ЮИ: 80 процентов у нас славяне. Мы не о Москве говорим, о России.
ЛГ: В Москве произошло. Она голова. Расползается отсюда.
ЮИ: А кто виноват, что в Москве оказался миллион азербайджанцев? Виновата политика. Власть.
ЛГ: Помимо азербайджанцев, в Москве всегда жило много татар. Согласитесь.
ЮИ: При советской власти, когда были ограничения в паспортном режиме, их можно было пересчитать.
ЛГ: Но они же жили.
ЮИ: Вопрос в количественном соотношении. Так и во Франции. И при Наполеоне там были, условно говоря, алжирцы.
ЛГ: Но никто же не кричал в советское время, я помню.
ЮИ: Никто не кричал. Советский строй основывался на принципах интернационализма. Но дальше вышло так, что либералы били по коммунистам-интернационалистам и получили то, чего не ожидали. Чем больше били по коммунистам, которые исповедовали интернациональные идеи, тем больше расцветал национализм.
ЛГ: Да. Вот совсем недавно, когда были события Киевского вокзала, по Арбату шли мальчики и девочки тринадцати, четырнадцати, пятнадцати лет, школьники, которые кричали: «Бей хача, жида и очкарика». Откуда это?
ЮИ: Это фанатские группировки.
ЛГ: Это не фашизм?
ЮИ: Нет, это национализм. Это очень важно. Если вы утверждаете, что 65 процентов населения — фашисты, вы очень много на себя берете. Это русские националисты. Вот я задам вам вопрос. Скажите, пожалуйста, кого вы считаете легитимными русскими националистами? Кто из них мог бы представлять русскую партию в парламенте? В Думе? Кто мог бы пойти на выборы?
ЛГ: Я? Никого.
ЮИ: А почему? Вы с ними деретесь всю жизнь?
ЛГ: Нет. Вообще, я могу вам сказать, что русский для меня — это русский татарин, русский еврей… Кто угодно, любая национальность. Потому что он в России живет. Потому что, когда мы пишем…
ЮИ: Тогда говорите, что он российский, а не русский.
ЛГ: Русский. Вы же не говорите: американский индеец.
ЮИ: Безусловно. Я читал о том, как этническая преступность, допустим еврейская, в Америке курочила этот «Ситибанк». Из десяти фамилий там одна русская. Извините, по национальному своему пониманию я совершено не считаю их русской мафией. Это еврейская мафия. Я не радикальный националист.
ЛГ: Да и я не радикальный.
ЮИ: И среди либералов есть люди, которые… Не буду приводить действующих, но, скажем, с Политковской я общался более чем достаточно. Для меня это просто святой человек, пусть ей земля будет пухом. Писала честно. Говорила честно. И честно исповедовала либеральные взгляды. Я не против этого.
ЛГ: Понятно. Давайте на этом закончим. И во второй части попробуем разобраться: какие политические силы влияют на людей, о которых мы говорили? Какие силы с ними контактируют и ими управляют?
Но в некоторых моментах я с Вами не согласен. Юрий Павлович, мне кажется, с процентным делением нашего общества Вы не правы. По нынешним временам выходцев с Кавказа не менее четверти точно. По крайней мере, в Москве. И я считаю не совсем корректно и правильно отождествлять националистов, фанатов и фашистов. Это совсем разные направления и движения. Опять же, это только мое мнение.
Мы не можем называть фанатами детей в возрасте 13-17 лет. Это еще в принципе никто. В плане того, что нет своего четкого представления об окружающем мире. Нет сил ни физических, ни умственных. Исключения не в счет.
Лев , я не могу назвать русским татарина или еврея. Не могу! Можете назвать меня фашистом, националистом, как угодно, но называть их русскими у меня язык не поворачивается.
Юрий Павлович, я, как болельщик одного из столичных клубов, не могу ручаться за то, что фанаты будут работать на власть. Да, есть обратные примеры, но они (к счастью) единичны.
P.s. Юрий Павлович, мы не бездушная масса и не разрушители! У нас куча позитива в жизни! Поверьте. :-)))
Согласен, что фан-группировки это не малолетки — их туда не берут.
Лучше всего изучать фан-группы по зарубежным поездкам на игры. Это 24-37 лет, обеспеченные ребята, с загранпаспортами. Но — морально уроодливые... . Забивая стрелки на драки, эти ребята расписываются, что для них главное удовольствие — победить! Но для победы надо БИТЬ ЧЕЛОВЕКА КУЛАКОМ В ЛИЦО. Уверен у этих ребят должны бытьобязательно семейные проблемы. Нормальная женщина не будет жить с САДИСТОМ. Женщине свойственно материнство, доброта. А что может дать ребенку такой фан-папа — любитель бить кулаком в лицо. Ведь есть разница: вырастить сына сильным , но в духе доброты и любви к людям. Или взрастить злобным и не коллективным, а стайным волчарой... . А уж что такой папа-фан сделает из дочери, какую генетику он ей передаст — не дай Бог ... . Это я взял ЛИШЬ ОДИН АСПЕКТ последствий субкультуры фанов ... .
Согласен, что в жизни могут быть ситуации, когда надо бить кулаком в лицо и хорошо, если ты это умеешь делать. Но бить во имя чего ? Когда ты вступаешься за своих близких, за слабых, за стариков, Да, бей ! Сложнее — когда бьешь за идею , и за нее же избивают тебя, тут надо разбираться. Но. если ты забиваешь стрелку , чтобы бить во имя развлечения — это между идиотизмом, садизмом и мазохизмом.... . Вон — Орущая масса , от имени фанов, находит аргумент ; « У нас же цели убить нет »!«. Я, как адвокат, с 40-летним стажем, просто не имею возможности в коротких комментах рассказывать, какими бывают последствия драк-избиений. Имею с десяток бывших клиентов, которые живут с отбитыми почками .или поврежденным »мозгом" . А один потерпевший, через год после полученного удара, ослеп и что его ждет , когда умрет мать -сиделка , одному Богу известно. Я получал удары в 1993 г.от ОМОНа на улице, но знал во имя чего... А во имя чего Вы то бьете и получаете ? Скольких покалечили ? Самоутверждение во имя ничтожных собственных амбиций и не больше. И Ваша глупость даже не заслуживает жалости ... .