На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

22 ноября 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Платон Лебедев останется в колонии до 2016 года

Комментирует Алексей Кондауров,

генерал-майор КГБ в отставке

Лебединая песня правосудия

Несмотря на то, что освобождение Платона Лебедева было в интересах самих российских властей, они послали суду иной сигнал — экс-глава МЕНАТЕПа должен продолжать сидеть.
Лебединая песня правосудия 28 июля 2011
Дело ЮКОСа — как раз тот случай, когда от первых лиц государства не приходится ждать каких-либо поблажек и уступок. Дело Ходорковского и Лебедева — это «личная война» сами знаете кого. По крайней мере, сами знаете кто, судя по всему, именно так смотрит на данную ситуацию. И отступать в этой войне он явно не намерен.

 

Из заметок адвоката Платона Лебедева Константина Ривкина по следам «Вельского правосудия»: «Чуда не произошло. И прожорливая судебно-репрессивная машина не выпустила из своих цепких лап очередную жертву. Несмотря на мольбу маленькой девочки Маши — дочери П. Лебедева, несмотря на призывы к суду таких всероссийски популярных и авторитетных людей, как актриса Наталья Фатеева и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, вопреки призывам защиты к соблюдению закона и наперекор элементарному здравому смыслу».

Если у кого-то еще оставались надежды на «перестройку-2», «модернизацию» и «оттепель», то после вчерашнего решения Вельского районного суда с этими надеждами самое время окончательно расстаться. Российские власти продемонстрировали, что не намерены идти на какие-либо уступки обществу в вопросах, которые они считают для себя принципиальными. Даже когда, казалось бы, уступить было бы и логично, и выгодно.

Дело ЮКОСа — как раз такой принципиальный вопрос. Многие в России были уверены, что освобождение Платона Лебедева условно-досрочно — абсолютно приемлемый для Кремля шаг, который можно было бы даже назвать хитрым ходом. Освободив Лебедева, государство выполнило бы программу-минимум по делу ЮКОСа, сорвав аплодисменты прогрессивной общественности в России и на Западе, и отделалось бы от проблемы с освобождением Ходорковского — мол, «не все сразу».

Но не тут-то было. Очевидно, правящие элиты не считают проблемой какое бы то ни было давление на себя в связи с делом ЮКОСа — Ходорковский и Лебедев должны сидеть в любом случае. Можно «дать заднюю» по многим скандальным темам — освободить химкинских заложников-антифашистов, отдельных несправедливо осужденных бизнесменов, активистов эпатажных арт-групп. Можно возбудить уголовные дела в отношении халатных врачей и тюремщиков, погубивших Магнитского, можно время от времени увольнять наиболее одиозных чиновников.

Но дело Ходорковского—Лебедева — это не тот случай. В этом деле игра в «модернизацию» неуместна. За решеткой люди, которых Кремль когда-то избрал себе в качестве личных врагов. Может быть, власти боятся политических амбиций Ходорковского и Лебедева. Возможно, есть опасения, что освобождение даже одного Лебедева моментально изменит политический и, главное, психологический климат в стране, начнутся некие социальные процессы, которые под контролем уже не удержишь.

Но еще есть мнение, что ненависть некоторых руководителей государства к Ходорковскому и Лебедеву давно уже перешагнула логический порог, стала иррациональной и не поддается разумному анализу.

Западные лидеры, кстати, прекрасно понимают все тонкости восприятия российскими лидерами дела ЮКОСа и особенно не пытаются давить на Москву — просто потому, что это бессмысленно. В отличие от того же дела Магнитского, в рамках которого развернута целая международная кампания. И суть не только в том, что трагическая история юриста Hermitage Capital более проста и прозрачна, нежели многолетняя эпопея ЮКОСа. Драма Магнитского — преступление представителей среднего руководящего звена, генералов и полковников, слишком далеко зашедших в своей алчности и отмороженности. Здесь можно и жесткие декларации оглашать, и списком невъездных персон перед носом у Кремля помахать. Москва будет в ответ раздражаться и грозить некими «адекватными мерами», но по существу отношения с Западом на долгосрочную перспективу это не испортит.

А вот появление по аналогии со «списками Магнитского» «списков Ходорковского и Лебедева» — верный способ всерьез разозлить российских партнеров. Понятно ведь, чья фамилия в «списке Ходорковского и Лебедева» будет идти первым номером.

Для Барака Обамы это абсолютно неприемлемо — как справедливо заметил эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков, администрация Обамы была известна очень дружеским отношением к режиму Владимира Путина, фактически участвуя в информационных спецоперациях российской власти, объявляя о некоей перезагрузке отношений, которая при этом не накладывает никаких обязательств на РФ.

Таким образом, чрезмерное давление на Москву в связи с делом ЮКОСа не вписывается в каноны «политики разрядки».

Комментирует Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке

Многие надеялись на то, что более «либеральный» по сравнению с Путиным Медведев позволит выйти на свободу Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому. Я эти надежды никогда не разделял, и случившееся показывает, насколько большинство ошибалось в своих оценках. Так что отказ в УДО Лебедеву — факт прискорбный, но вполне ожидаемый с учетом существующего сегодня в стране политического режима и судебной власти.

В последнее время у многих вызывает недоумение реакция на происходящее стран Запада. Вот, к примеру, в случае со смертью в следственном изоляторе Москвы Сергея Магнитского составляются какие-то списки чиновников, должностных лиц, причастных к произошедшему, которые не смогут въехать в Соединенные Штаты и многие страны Европы. В отношении же виновных в том, что происходит с Платоном Лебедевым и Михаилом Ходорковским, Запад ведет себя не столь деятельно.

Отмечу, что и в случае с Магнитским никакие конкретные списки персон нон грата с указанием конкретных фамилий до сих пор не приняты ни странами Европы, ни Соединенными Штатами, въезд должностным лицам не закрыт. Радует, однако, уже то, что о подготовке этих списков объявили. Работа началась, и она будет продолжаться.

Насколько далеко готовы пойти те же США в введении санкций в отношении конкретных чиновников, ответственных за гибель Магнитского, за очередной приговор Лебедеву и Ходорковскому, сказать сегодня нельзя. Думаю, жесткость мер будет постепенно нарастать.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов

Комментарии
kuzma
Серьезное давление на них эффективно только изнутри. Это здесь у них уплывает почва ногами. Это здесь уже все по принципу «верхи не могут — низы не хотят». Что ж мы все на Запад смотрим, помогите, мол. Сколько можно говорить спасибо за овощерезку? Хватит уже!
likArranny
<a href=http://likshaht.ru/60-ploschadki-dlya-stoyanki.html>Площадки для стоянки</a>
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости