На сегодняшний день Павел Бородин — один из немногих членов ельцинской команды, занимающий государственный пост. Несмотря на некоторые сомнительные страницы биографии — пребывание в швейцарской тюрьме, подозрения в коррупции на должности управляющего делами президента и другие, — до последнего времени на ничего не значащем, но почетном посту госсекретаря Союзного государства он, казалось, устраивал всех.
Но, видимо, Белоруссия решила реанимировать эту мертворожденную структуру, выступив с идей замены Бородина. И это вполне можно считать знаком грядущих перемен. Судя по всему, Минск хочет видеть на этом посту чиновника, имеющего не прошлые заслуги, а поддержку среди сегодняшней российской власти.
Павел Бородин никогда публично не критиковал Александра Лукашенко, поэтому инициатива по его замене вызвана, скорее всего, не личными отношениями, а стремлением изменить статус этого межгосударственного образования. Созданное еще в 1999 году, оно до сих пор не оправдало не только свое предназначение, но и немаленький бюджет.
По сообщению «Московского комсомольца», российское руководство уже подобрало Бородину достойного преемника. Им, по сведениям издания, станет Григорий Рапота, у которого не только хорошие личные отношения с Лукашенко, но и большое влияние в сфере ВПК.
Напомним, он возглавлял Росвооружение. А в сфере военного взаимодействия, в отличие от экономического и политического, у России и Белоруссии трений и недоразумений не возникало никогда. И Рапота, безусловно, сможет это сотрудничество укрепить.
Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики
Павел Бородин явно подзасиделся на должности госсекретаря Союзного государства. Он натура очень деятельная, а добиться чего-либо в рамках структуры, в которой он работает, сейчас невозможно. Кроме того, несмотря на обширные связи, у Бородина крайне неблагоприятный имидж и в белорусской, и российской элите. Порой он дискредитирует саму идею Союзного государства странными заявлениями. Хотя он, безусловно, сильный пиарщик и постоянно поднимает тему отношений между двумя странами.
Поэтому передача поста госсекретаря Григорию Рапоте — вопрос актуальный. Он имеет хороший авторитет и опыт работы в интеграционных объединениях.
Предполагаемая отставка Бородина — замена символическая. Сегодня Союзное государство — вариант политической, а не экономической интеграции. Но при его создании планировалось и то, чего сделано не было. Дальше недостроенного Таможенного союза взаимосвязь не пошла. Можно вспомнить попытку создать единый рубль. Но и тут ничего не получилось.
На данный момент ситуация еще более тяжелая. Российско-белорусская интеграция осталась без интеграции как таковой. И Союзное государство не более чем договорная площадка, где Москва вынуждена выслушивать просьбы и жалобы Минска и частично их удовлетворять. Поэтому, естественно, белорусская сторона жестко настаивает на сохранении этого эфемерного образования. Кремлю она нужна только для того, чтобы иметь формальные основания хоть как-то влиять на политическую жизнь Белоруссии.
На мой взгляд, для изменения ситуации необходимо провести союзный референдум в обоих государствах. Но возникает проблема с Александром Лукашенко. Потому что «Батька» сознательно бойкотирует проведение интеграции, ведь нынешняя стадия наших взаимоотношений, когда он и так получает дотации и ресурсы, его вполне устраивает.
Открыто сказать «нет» интеграции с Москвой он не может — это развязывает руки России для построения отношений на уровне международных. То есть приведет к катастрофе для нынешней белорусской власти. Сказать «да» — Кремль будет опираться на волю белорусского народа, а Александру Григорьевичу это тоже не нужно. Понятно, что он против объединения наших государств.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии