17 января у Майкла Макфола и первого замгоссекретаря США Уильяма Бернса было две встречи, которые почему-то большинство блогеров и журналистов преподносят как одну, несмотря на большую разницу между ними.
Сначала посол Соединенных Штатов пригласил представителей парламентской оппозиции: Леонида Калашникова от КПРФ, зампреда комитета Госдумы по международным делам (которому по должности полагается общаться с дипломатами), депутатов Илью Пономарева и Оксану Дмитриеву от «Справедливой России». Пришел туда и лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
Крики и возмущение части интернет-общественности об отсутствии членов «Единой России», по меньшей мере, неуместны. С официальными представителями власти посол обязательно будет встречаться и, скорее всего, уже давно знаком по своей старой работе. А точка зрения правящей партии на политическую ситуацию в стране Макфолу, безусловно, известна.
В посольство США всегда приглашались и будут приглашаться все игроки российской политической сцены. Но официальные встречи, например, с лидерами парламентских фракций готовятся долго и согласовываются протокольными службами МИДа и самой Госдумы, а вот договориться с отдельными депутатами и быстрее, и продуктивнее. Нормальная практика любой дипломатической работы — встретился, написал отчет.
Если говорить о россиянах, то прямая обязанность того же Леонида Калашникова, представляющего КПРФ в международном комитете Думы, на такие приглашения отвечать и доносить позицию партии, второй по численности в стране, до международной общественности. То же самое можно сказать и об эсерах, и о Митрохине.
Любопытно, что новый глава комитета Госдумы по международным делам, единоросс Алексей Пушков уже заявил, что приглашение новым послом Соединенных Штатов представителей оппозиции может помешать установлению доверительных отношений между двумя странами. «Причем одно дело, когда такая встреча с представителями оппозиции проходит в спокойной обстановке, и совсем другое, когда это происходит в период обострения политической ситуации в канун президентских выборов в России», — подчеркнул он.
Странно, что выпускник МГИМО Пушков не знает, что в преддверии президентских выборов иностранные дипломаты во всем мире встречаются с кандидатами в президенты или членами их команды. Напомним, что и КПРФ, и «Справедливая Россия», и «Яблоко» выдвинули своих кандидатов на должность первого лица государства. Ведь, действительно, не может же посол США точно знать, кто станет победителем в президентской гонке, — считается, что в демократической стране результат выборов не может быть на 100 процентов предсказуемым. То есть, посол должен иметь представление о том, с кем, может быть, его государству придется в будущем работать.
Что же касается визита в американское посольство лидеров ряда гражданских активистов — среди них были Евгения Чирикова, сопредседатель «ПАРНАСа» Борис Немцов, глава движения «За права человека» Лев Пономарев, руководитель российского филиала антикоррупционной организации Transparency International Елена Панфилова, глава ассоциации «ГОЛОС» Лилия Шибанова, журналистка Ольга Романова, глава Федерации автовладельцев Сергей Канаев и председатель движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, — то опять-таки, новому американскому послу необходимо лично знакомиться не только с официальными лицами власти, но и с теми, кто на получение этой власти претендует.
Елена Панфилова, например, так объяснила свои мотивы: «Это было просто знакомство, рабочая встреча, которую проводят все послы, черпающие информацию не только из официальных источников. Указаний Госдепа мы, кто бы что ни говорил, не получали».
Интересно, как бы повел себя любой из блогеров и комментаторов, кричащих о «шакалящих у посольств», если бы получил персональное приглашение познакомиться с послом США. Отказаться — оскорбить не лично Майкла Макфола, а государство, которое он представляет. Не легче ли действительно узнать, с кем России придется иметь дело в такой трудной сфере, как отношения Москвы и Вашингтона?
Комментирует Леонид Калашников, первый зампред Комитета Госдумы по международным делам
Действительно, было две встречи с послом США в России. На одну, на которой присутствовал и я, были приглашены представители оппозиции. Вторая состоялась с привлечением представителей гражданского общества.
После короткого приветственного слова самого посла каждый из представителей оппозиции высказал свое мнение о прошедших выборах и декабрьских акциях протеста.
Как член комитета Госдумы по международным делам, я говорил о том, что разъединяет наши страны, о новой гонке вооружений. Относительно выборов, их хода и итогов отметил, что в произошедшем отчасти повинны и Соединенные Штаты. В 1996 году, когда Борис Ельцин шел на второй срок, политическая целесообразность Вашингтона превалировала над демократическими ценностями. Тогда, напомню, американцы после победы Ельцина над Зюгановым признали выборы честными и демократическими, хотя они были фальсифицированы. То есть США потворствовали коррупционному хаосу, начавшемуся после. Об этом нужно помнить его стране, формируя позицию в отношении выборов нынешних.
Критиковал я позицию именно страны, представителем которой является в РФ Майкл Макфол. Упрекали США и другие участники встречи. Посол не пытался оправдываться, просто слушал выступающих.
В самом конце, уже прощаясь, Макфол подошел ко мне и предложил встретиться еще раз, отдельно, по поднятым мною вопросам, в первую очередь касающимся двухсторонних отношений и международной обстановки.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Не ясны только 2 вопроса — не понятно замалчивание «обычной» встречи людьми «свободы слова», также не поддаются здравой логике скандируемые высказывания по окончанию данной встречи..