Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Как и за счет чего президент будет выполнять свои предвыборные обещания
ЛГ: Вот, смотрите, передо мной «Российская газета»: «Со следующего года предприятия должны задуматься либо об урезании зарплат, либо о сокращении персонала». Это эксперты предупреждают. «До сих пор оплата труда росла слишком быстрыми темпами, намного опережающими производительность, и российская экономика в итоге проигрывает странам-конкурентам».
МД: Вы знаете, это некоторая глупость. У нас действительно низкая производительность труда, это правда. Но сравнивать производительность труда в масштабах страны нельзя. У нас же как считается: объем ВВП делится на количество занятых. А ВВП у нас от чего зависит? От эффективности вашего труда? Нет. От эффективности труда тех деятелей, которые обеспечивают повышение цен на нефть, — от покойного Усамы бен Ладена до руководства Федеральной резервной системы США.
ЛГ: Иран еще, может быть.
МД: Ну, Иран — все по мелочовке. Асад и так далее. То есть цена на нефть подорожала, в страну пришло больше денег, производительность труда выросла. При чем здесь люди на заводе? Они как работали, так и работают.
ЛГ: То есть зарплату им можно повышать совершенно автономно?
МД: На уровне заводов уже нужно смотреть отдельно. У нас действительно в массе своей занятость ниже и производительность ниже, хотя есть замечательные нюансы. Например, у нас всегда сравнивают официальный объем производства с официальной численностью занятых. При том что некоторые заводы работают не совсем легально какую-то часть времени – хотя бы некоторые алкогольные заводы. Это как бы не учитывается.
Или возьмите уровень бедности в нашей стране (у нас же бедны 80 процентов населения). Посмотрите по социологическим опросам и увидите, что люди, которые могут спокойно из текущих доходов купить предмет простой бытовой техники — не залезая в загашник, не занимая денег, — составляют меньше 20 процентов. Да, благосостояние сильно выросло, но их все равно меньше 20 процентов. У двух третей населения вообще нет сбережений. Извините, куда здесь понижать зарплату?
ЛГ: Потому что нечего сберегать?
МД: Нечего сберегать. Не потому что все запойные пьяницы или все тратят. Просто нечего сберегать. Мы в Москве это не очень хорошо понимаем. У нас эксплуатация рабочей силы доведена до такого ужаса, что можно повышать зарплату — даже в рамках сегодняшней производительности труда, — и большой беды ни для кого не будет.
Понимаете, это такая макроэкономическая догма, согласно которой производительность труда должна опережать рост зарплаты. Возникла же она от того, что мы смотрим на все с точки зрения глобального бизнеса, — либеральная привычка. Для либерального бизнеса эффективность должна расти. Единственный вопрос: а кто ж будет покупать произведенное? А мы, миллиардеры, это и купим. Но это, к сожалению, не так.
А производительность труда и зарплаты в идеале должны расти одновременно. Когда господин Форд, который первым это понял, резко повысил зарплату своим рабочим, чтобы те могли покупать его автомобили, его едва не растерзали в Америке. Хотя он никогда не был социалистом, а хотел обеспечить сбыт своей продукции.
ЛГ: Он как раз консерватор полный.
МД: Он абсолютный был консерватор — вплоть до антисемитизма и так далее. Но он понимал: если производительность труда намного опередит рост заработной платы, то кто же его продукцию купит? А наши либеральные экономисты, которые смотрят на нашу экономику и считают, что все издержки — это не спрос, а просто издержки (логика бухгалтера), этого не видят. И эта догма уже успела просочиться в «Российскую газету».
ЛГ: А как же Владимир Владимирович со своими обещаниями?
МД: Вы знаете, Владимир Владимирович чудесен. Владимир Владимирович замечателен. Это человек, который уже 12 лет не дает нам скучать. Скоро он догонит Жириновского по этому времени (и по этой роли). У него прекрасное чувство юмора — правда, немножко черноватое, но замечательное. Вот когда Путин уйдет на пенсию и получит возможность спокойно разговаривать, на пенсию придется уйти Михаилу Задорнову.
Вот он дал предвыборные обещания в форме статей. Вообще-то говоря, премьер Российской Федерации свои предвыборные обещания может оформлять в виде планов правительства, постановлений, распоряжений и других нормативных актов. Если я хочу что-то сделать, если я твердо намерен это сделать, почему бы не принять постановление правительства? Если вас уволят, пусть ваш преемник с этим разбирается — все будут понимать, что это ваша воля.
А статья в газете… Это мы с вами можем писать статьи в газете. Это даже не обязательство — это так, благое пожелание. И если почитать эти статьи, становится весьма забавно. Повышаем зарплату бюджетникам: от военных, которым действительно повысили, до обычных бюджетников.
Но он не может сказать: я повышу зарплату рабочим. Говорит: надо повысить, надо постараться. Если все будет хорошо. Четко при этом понимая, что в то царствование, которое он себе отмерил, Тунгусский метеорит, может, и не упадет, а вот глобальный экономический кризис разразится точно — и не потому, что гроза собирается, а потому, что есть теория вероятности. Раз в 12 лет что-то происходит обязательно (а то и чаще). И, соответственно, все это можно будет отменить.
А бюджетникам зарплату повышают чудесно. Причем самые страшные вещи происходят от сочетания неграмотности с добрыми пожеланиями. Советская тарифная сетка, 16 разрядов. Даже читая, вы умрете с тоски, не говоря уже о том, чтобы по этому жить. Ладно. Директор лучше всех знает, как у него люди работают. Давайте дадим ему фонд оплаты труда в полное распоряжение, и он там сам разберется, кому что повышать.
Дали ему деньги и сильно повысили фонд оплаты труда — забыв о том, что все мы люди. И даже самым хорошим людям своя рубашка ближе к телу. Директор, ясное дело, рад — такое счастье привалило. Первым делом повышаю зарплату себе — я же хороший человек, хорошо работаю (в зависимости от аппетитов, от 300 тыс. до миллиона, а то и дальше). Дальше я повышаю зарплату хорошим людям, которых вижу каждый день. Каждый день я кого вижу? Административный персонал. И административный персонал начинает жить хорошо.
Но деньги, к сожалению, имеют скверную привычку заканчиваться. И в этот момент обычно выясняется, что на остальных, которых большинство, остались сущие крохи. И люди, которые реально выполняют основную работу — врачи, учителя, работники культуры, — должны довольствоваться совсем крохотным повышением. А то еще оставят старую зарплату, но при этом повысят норму выработки.
В результате: товарищ Путин позаботился о стране. Редкий случай, весьма нетривиальный, когда никого не обманули. Все по-честному. Сказали, что повысят фонд оплаты труда, и повысили. А люди все равно оказались в пролете. Потому что нет ни одной проблемы в жизни, которую нельзя решить без денег, и нет ни одной проблемы в жизни, которую можно решить только деньгами, не включая голову.
ЛГ: Такой вот разговор о марксизме в преломлении нашей сегодняшней жизни. Как говорится, куда ни плюнь, везде марксизм. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин был сегодня у нас в гостях. Спасибо вам большое и до следующей встречи.
Материал подготовили: Лев Гулько, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии