Константин Крылов, член Координационного совета оппозиции, лидер «Национально-демократической партии»
Либералами в экономическом и прочих смыслах этого слова является все правительство, просто не все этими либеральными взглядами пользуются. Нелибералов во власти нет.
Либеральное мировоззрение в крайней форме разделяет вся власть, включая Владимира Путина. Но разделяющий мировоззрение не обязан это мировоззрение реализовывать в той форме, как мы думаем.
Например, человек может быть марксист, то есть он верит в борьбу классов, верит, что бытие определяет сознание, и так далее. Но при этом он капиталист. И это не значит, что он будет давать средства на рабочее движение. Напротив, как марксист-капиталист он будет рассуждать так: раз я капиталист, значит, моя задача — выжимать из рабочих все соки, вести дело к «относительному и абсолютному обнищанию пролетариата».
Так и Путин убежден в истинности либеральных принципов. А то, что он им не следует, не значит, что он им не либерал. Он стоит на позиции «марксиста-капиталиста»: да, общество развивается при наличии гражданских свобод — но мне-то не нужно, чтобы общество развивалось, мне нужно, чтобы была африканская диктатура! Все, что он делает, превращает Россию в страну даже не третьего, а четвертого мира, но ему это и надо!
В этом отношении можно ли считать, что Медведев придерживается иных взглядов? По-моему, Медведев вообще не придерживается никаких взглядов. Это вполне себе путинец (а не будь Медведев путинцем — нынешнего премьер-министра звали бы иначе). Какое-то время он работал и.о. зиц-президента РФ (о том, что он именно зиц-президент, было почти официально объявлено). То, что он не решает никаких вопросов, — об этом говорили и писали со дня его пришествия к власти. Он никогда против Путина не пойдет, а все разговоры об этом возбуждаются с целью выявить нелояльных лиц.
Путин копает под Медведева! Какая сложность! Если бы Медведева хотели убрать — убрали бы завтра. Просто вызвали бы и сказали: «Гуляй, свободен».
Сейчас на Медведева вешают всех собак — просто потому, что нужно же их на кого-то вешать. Путин совершает много неприятных для всех действий, и их необходимо на кого-то набросить. Сейчас поборются с правительством полгодика, потом, наконец, поборют — ура, победа, все довольны. Или подождут, пойдут разговоры, что Медведев на коленях вымолил прощение.
Да, на Медведева сейчас будет легкий накат. Ему припомнят, что «Болотная площадь» была при Медведеве, при Путине такого бы не допустили. Это будет в рамках навешивания собак. Медведев к этому (массовым протестным выступлениям — Ред.) причастен в минимальной степени — точнее, ни в какой. Но найдутся конспирологические умы, которые напишут, возможно, за малую денежку, что есть «партия Медведева», враги нашей Родины, которые угрожают Владимиру Владимировичу Путину. И некоторое время эта конспирология будет засорять людям умы. Никакого другого смысла это не имеет.
***
Павел Святенков, политолог
Я не вижу никакого ослабления либералов во власти. То, что происходит вокруг Медведева, — это не ослабление либералов как сектора элиты, а конфликт элитных группировок. Часть либералов во власти как раз хотела бы убрать Медведева, который не оправдал надежд на приватизацию и новую перестройку. Он не угоден многим влиятельным людям среди либерального истеблишмента.
Это, например, Алексей Кудрин — у него с Медведевым давний конфликт. В какой-то момент Путин обещал Кудрину пост премьера, но тот пока не получил его и до сих пор находится в почетной отставке, в «оппозиции его величества».
То же можно сказать о Михаиле Прохорове — его прочат в лидеры либеральной партии власти. Сейчас идет кампания в поддержку создания либеральной партии — аналога СПС начала двухтысячных.
Речь не о том, что либералов гонят из власти, — силовой блок в союзе с рядом либералов пытается сместить Медведева и его людей. Если мы посмотрим на кадровые назначения — позиции либералов, скорее, усиливаются.
Так, Эльвиру Набиуллину назначили главой Центробанка, и ее выдвижение усиливает либеральное крыло. А пост председателя ЦБ находился в тени последние 10 лет, потому что его замещал заместитель Кудрина Сергей Игнатьев, который играл подчиненную роль при Кудрине. Но в 90-е годы этот пост был сопоставим с постом главы правительства. Когда в 1998 году ушел Кириенко, вместе с ним ушел и Сергей Дубинин — тогда пришли, соответственно, Евгений Примаков и Виктор Геращенко.
А на посту председателя Счетной палаты Сергея Степашина может сменить Татьяна Голикова — помощник президента и вполне либеральный человек.
Я не верю, что либералы слабеют. Либералам хочется иметь сильного кандидата на смену Путина, который сместил бы его и провел бы массированную приватизацию. За позицию этого человека идет борьба. А Медведева хотят сместить, потому что он оказался слишком слабым. Но Путин пока сохраняет Медведева, потому что, сняв его, он оказывается лицом к лицу с более сильными противниками.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии