Леонид Калашников, первый зампред комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ
Думаю, не стоит ждать жесткой реакции от США на решение России предоставить Сноудену временное политическое убежище. Предстоит визит в РФ Барака Обамы. Он, как ответственный президент, понимает, что ему нельзя уподобляться неким политикам, которые должны напоминать о себе, используя любой повод. Ему нельзя смазывать стратегию визита. Кроме того, возможно, существуют определенные договоренности насчет саммита, подписания соглашений. Думаю, Обама не будет жестко реагировать даже устами своего пресс-секретаря.
История вокруг Сноудена забудется через пару-тройку месяцев, как мы забыли в свое время про Калугина, который получил у них убежище, а здесь ему грозила тюрьма.
Для США история вокруг Сноудена была важна технологически — чтобы не создавать прецедент, чтобы не бежали в Россию дальше, не находили у нас прием другие «товарищи из спецслужб». Для Вашингтона было важно показать всему миру, дать острастку на будущее, но не более того.
***
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
Американские конгрессмены могут говорить все что угодно и реагировать на решение России очень бурно. Они, как и их российские коллеги, нередко чушь несут. Если же посмотреть объективно на ситуацию, отложить естественные эмоции, которые возникли в Штатах после такого провала их спецслужб, то убежал человек и убежал, перебежчик — и не более того.
У нас, к сожалению, перебежчиков было несколько больше, чем у американцев, — вплоть до заместителя генсекретаря ООН и Чрезвычайного и полномочного посола СССР в ООН Аркадия Шевченко. Но мы же из-за провала наших спецслужб не пересматривали кардинально отношения с США. У нас Олег Калугин убежал — генерал внешней разведки, между прочим, не какой-то рядовой программист. Они предоставили ему убежище. Мы расстроились, но поняли, что это в первую очередь провал наших спецслужб. Лучше нужно следить за интересами и поведением Калугина. Это же не с бухты-барахты происходит.
Здесь то же самое. Они Сноудена, когда вербовали к себе, должны были его лучше проверять. Плохо, значит, сработали. И вешать на Россию то, что их спецслужбы провалились, — это идти на их же поводу, вместо того чтобы сделать оргвыводы и не Москву наказывать, а собственных руководителей спецслужб.
Если раздуть кадило как следует, вплоть до отмены визита Обамы, то США будут выглядеть смешно в глазах всего мира. С одной стороны, конечно, оппоненты американского президента — в первую очередь республиканцы — это кадило стараются максимально раздуть. С другой стороны, команда Обамы старается максимально смягчить ситуацию.
Полагаю, что Обама приедет в Россию, иначе это будет поступок не государственного деятеля. Тем более что там прекрасно понимают, что в определенной степени у РФ и вариантов-то не было. То есть ради того, чтобы удовлетворить амбиции руководителей американских спецслужб, Москва в случае передачи Сноудена должна была портить свое реноме во всем мире как современная держава.
Поэтому, думаю, не случайно российские власти несколько тянули с предоставлением Сноудену убежища, ждали, пока в Вашингтоне, так сказать, пыль осядет. Сейчас временное убежище предоставили на год. Думаю, что со временем проблема вокруг Сноудена сойдет на нет.
Вообще, у меня такое чувство, что сама структура американских спецслужб как-то странно построена. У нас, насколько понимаю, не может сложиться ситуация, когда рядовой сотрудник спецслужб обладает таким огромным объемом информации, как это было, например, с информатором WikiLeaks, которого осудили, или со Сноуденом. Все-таки должно быть некое ранжирование.
Сноуден — вольнонаемный сотрудник, который почему-то имеет доступ к самым глубоким американским секретам. Что-то у них не так с этим делом. Думаю, что со временем в США оргвыводы все-таки будут сделаны по ситуации со Сноуденом, но так, чтобы это не выглядело признанием ошибок американского государства в целом.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии