Восток и запад Украины
Расхожее заблуждение — отождествлять «восток» и «запад» Украины как политические и социокультурные понятия с географическими понятиями Левобережная Украина и Правобережная Украина. На самом деле граница между востоком и западом страны проходит вовсе не по Днепру. Более того, существует и все четче выделяется центр Украины — третья полноценная составляющая политического пространства государства.
Западная Украина — часть территории страны, в которой говорят преимущественно на украинском языке, где наиболее сильно распространены националистические настроения и наиболее популярен проевропейский цивилизационный вектор. Это семь областей: Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Ровенская, Волынская и Закарпатская. При этом самая западная область Украины — Закарпатская — политически стоит особняком: там националистические настроения куда менее сильны, чем в остальной Западной Украине, хотя и сильнее, чем в Восточной.
Собственно Восточная Украина — это всего четыре региона. При этом Днепропетровская, Харьковская, Донецкая и Луганская области имеют для Украины колоссальное экономическое значение. Промышленные гиганты Донецк, Харьков и Днепропетровск — главные доноры украинского бюджета.
Традиционно (и в целом вполне оправданно) к Восточной Украине причисляется и Южная Украина: Запорожская, Николаевская, Херсонская и Одесская области, а также Автономная Республика Крым. Восток и юг куда менее националистичны, чем запад и центр страны. Большинство населения в этих регионах говорит по-русски или на специфическом «суржике» — причудливом языковом образовании, включающем элементы и русского, и украинского языков. Юг и восток плохо воспринимают официальную идеологию украинского этнического национализма, крупные города востока и юга многонациональны и космополитичны.
Ключевое значение в периоды определения политической судьбы Украины играет центр — Киев и Киевская область, Черниговская, Сумская, Полтавская, Черкасская, Кировоградская, Винницкая, Житомирская, Хмельницкая области. Население центральных областей наиболее уравновешенно в идеологическом плане, лояльно украинскому государству, но без характерных для западных областей этнических перегибов. Можно смело утверждать, что украинские политики, заручившиеся поддержкой центра Украины, имеют наибольшие шансы на успех в борьбе за власть над всей страной.
Закон о языке (в многочисленных российских СМИ называется законом о русском языке)
23 февраля Верховная рада отменила закон «Об основах государственной языковой политики», действовавший с августа 2012 года. Именно этот факт заставил многих россиян кричать о дискриминации русского языка на Украине и даже о его запрете.
То, что спикер Рады Александр Турчинов объявил о своем решении не подписывать документ, многие в РФ не услышали. 3 марта на брифинге в парламенте исполняющий обязанности президента заявил: «Несмотря на то что закон «О языке» был несбалансированный и непрофессионально подготовленный, я не буду подписывать решение парламента об отмене этого закона».
Более того, Турчинов анонсировал подготовку к новому закону «О языке»: «В новом сбалансированном законе будет предусмотрена возможность для развития всех языков», — сказал он, подчеркнув, что статус русского языка будет общегосударственным. — Никаких ограничений по языковым, национальным, религиозным признакам в Украине не было и не будет».
То есть спикер пошел гораздо дальше Виктора Януковича, при котором вступил в силу закон «Об основах государственной языковой политики».
Согласно этому акту, действовавшему с августа 2012 года, русский язык имел статус регионального там, где он являлся родным для 10 процентов населения по данным переписи. Под регионом понимается область, Автономная Республика Крым, район, город, село или поселок. В таких местах региональный язык может использоваться в законодательно установленных сферах наравне с украинским языком, являющимся государственным.
Принятие закона сопровождалось скандалами: дело в том, что в Конституции Украины и законе Украины о ратификации Европейской хартии региональных языков русский язык был указан как один из языков национальных меньшинств, а новый закон, по мнению критиков, наделил его особым статусом, лишив языки других живущих в стране народов подобных преференций.
Вместе с тем по факту оказалось, что принятие закона способствовало и укреплению роли языков нацменьшинств: румынского, венгерского и русинского.
Также государство отказалось от регулирования использования языков в сфере теле- и радиовещания — в лицензиях вещающих компаний была отменена графа «язык». А учащимся всех средних общеобразовательных учебных заведений гарантировалось изучение хотя бы одного регионального языка или языка меньшинства Украины.
Русский язык был признан региональным в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины.
Так или иначе, были прецеденты, когда местные власти отказывались исполнять закон. К примеру, 23 августа 2012 года Ивано-Франковский областной совет объявил закон не подлежащим исполнению на территории всей области. 9 октября 2012 года Львовский областной совет объявил закон не действующим на территории своей области. Прокуроры опротестовывали эти решения властей, но облсоветы протест отклоняли.
Бандеровцы
Традиционно многие ярые русские патриоты совершают речевую и письменную ошибку, произнося это слово как «бендеровцы», хотя сторонники украинского национализма к приднестровскому городу Бендеры никакого отношения не имеют.
Слово происходит от фамилии одного из руководителей Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры. На самом деле Бандера был далеко не единственным лидером ОУН, более того, в 1940 году ОУН распалась на две части: одну из них возглавлял Бандера, а другую — Андрей Мельник. Однако именно бандеровская ОУН (вместе с ее боевым крылом — Украинской повстанческой армией) была куда более активна и успешна в своих антибольшевистских действиях, в связи с чем именно грозное имя Бандеры закрепилось усилиями российской государственной пропаганды за современными украинскими националистами.
Следует отметить, что бандеровская часть ОУН сохранила свое существование в украинской эмигрантской среде и после смерти Степана Бандеры от рук агента КГБ. В начале 90-х, с обретением Украиной независимости, бандеровская ОУН вернулась на территорию государства уже как легальная политическая сила. Теперь это структура, переформатированная в партию «Конгресс украинских националистов».
Вместе с тем члены «Конгресса украинских националистов», как раз и являющиеся подлинными бандеровцами, так и не добились сколь-либо серьезных политических и революционных успехов, в отличие от партии «Свобода» или «Правого сектора» (бандеровцев по версии российского ТВ).
Впрочем, следует понимать, что «Свобода» и «Правый сектор», не имея к ОУН никакого организационного отношения, вполне признают авторитет Степана Бандеры как одного из главнейших идеологов украинского национализма.
«Правый сектор»
«Правый сектор» на данный момент представляет собой не единую «партию боевиков», а коалицию нескольких ультраправых организаций — «Тризуба», «Белого молота», «Патриота Украины», УНА-УНСО. Вместе с тем после победы революции «Правый сектор» имеет намерения меняться организационно: его совет командиров заявил, что начинается трансформация из подпольной конспиративной структуры в легальную и публичную. Вводится реестр членов «Правого сектора», объявлено, что «будут пресекаться многочисленные самозванцы и мародеры, действующие от его имени». Не исключает «Правый сектор» и участия в парламентских выборах.
Влияние «Правого сектора» в украинском обществе связано с той ролью, которую эта структура и один из ее лидеров Дмитрий Ярош сыграли в свержении Виктора Януковича.
«Правый сектор» является одним из главных «пугал» украинской политики. Действительно, бойцы «Правого сектора» отличаются радикально-националистическими взглядами и яростно не любят Российскую Федерацию, которую считают «Московской империей». На Дмитрия Яроша российским Следственным комитетом даже заведено уголовное дело за «экстремистские и террористические призывы».
Как бы то ни было, «Правый сектор», по оценкам наблюдателей, вряд ли можно считать русофобской организацией (в отличие от партии «Свобода» Олега Тягнибока»). Довольно значительную часть «Правого сектора» составляют русскоязычные граждане, и даже не все члены «Правого сектора» являются этническими украинцами. В частности, один из первых погибших во время столкновений Михаил Жизневский был белорусом и состоял в УНА-УНСО, входящей в «Правый сектор».
«Беркут»
Подразделение специального назначения МВД Украины, образованное в 1992 году и расформированное 25 февраля 2014 года.
Формально задачами «Беркута» являлись: охрана общественного порядка в местах со сложной криминальной обстановкой; охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий; охрана общественного порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций; пресечение групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков; задержание особо опасных, вооруженных преступников, освобождение заложников, силовое обеспечение операций остальных подразделений милиции.
На 2014 год спецподразделение «Беркут» состояло из двух полков (место дислокации — Киев и Киевская область), семи отдельных батальонов (место дислокации — Крым, Донецкая, Днепропетровская, Львовская, Луганская, Одесская, Харьковская области) и 19 рот, дислоцированных в других областях Украины. По данным на сентябрь 2013 года, общая численность «Беркута» составляла 3 тыс. человек, а к концу 2013 года — 4 тысячи. Таким образом, за время последнего украинского политического кризиса, продолжавшейся с ноября 2013-го по февраль 2014 года, численность «Беркута» выросла на тысячу человек.
Формально спецподразделения «Беркут» не имели единого центрального руководства и на местах подчинялись начальникам территориальных управлений внутренних дел.
В период массовых протестов на Украине «Беркут» был активно задействован в их подавлении. По мнению украинских оппозиционеров и журналистов, наблюдавших за противостоянием на улицах Киева, «Беркут» отличался особой жестокостью при разгоне оппозиционных выступлений и к моменту падения режима Януковича стал самой ненавидимой силовой структурой в стране. Поэтому вполне ожидаемым выглядит расформирование «Беркута» новым руководством МВД.
Впрочем, власти Крыма и Севастополя также вполне ожидаемо отказались распускать эти милицейские части, поскольку не считают нынешний федеральный центр легитимными. Спецподразделения милиции, подчиняющиеся крымской и севастопольской администрации, продолжают носить шевроны «Беркута».
Русский Крым (этнический аспект)
Тезис о Крыме как этнически русской территории с незначительными «примесями» татар и украинцев был широко распространен в России еще до нынешнего военно-политического кризиса, а в период кризиса начал пропагандироваться еще более усиленно. На самом же деле, согласно Всеукраинской переписи 2001 года, русских на территории полуострова проживало хоть и большинство, но отнюдь не подавляющее — 58 процентов. Крымчан-украинцев было 24 процента, крымских татар — 12 процентов. Правда, в итоговые данные переписи 2001 года не входят данные по Севастополю (являющемуся отдельным от Крыма регионом Украины), где русские как раз составляют подавляющее большинство.
С другой стороны, демографическая динамика на полуострове за всю постсоветскую эпоху складывалась не в пользу русских, и соотношение между основными крымскими общинами за период с 2001 года тоже, скорее всего, изменилось не в пользу русских, а в пользу крымских татар.
Также следует учитывать, что в трех районах Северного Крыма — Красноперекопском, Джангкойском и Первомайском — русских живет меньше, чем украинцев.
Автономная Республика Крым (правовой аспект)
Крымская автономия в составе Украины была образована в 1991 году. Вопреки расхожему представлению о том, что Севастополь является частью Автономной Республики Крым, этот город к ней отношения не имеет и по закону подчиняется напрямую Киеву.
Автономная Республика Крым является административно-территориальной автономией в составе Украины и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституцией Украины: в частности, Верховный совет АРК имеет право заслушивать информацию о деятельности, согласовывать назначения на должности и освобождения от должностей региональных глав МВД, Минюста и прокуратуры, генерального директора ГТРК «Крым», начальника и заместителей начальника Контрольно-ревизионного управления в Крыму, начальника и заместителей начальника Крымской региональной таможни.
Несмотря на то что попытка Верховной Рады отменить на Украине закон о региональных языках преподносилась как непосредственный повод выхода Крыма из подчинения Киеву, данный закон в любом случае к Крыму никакого отношения не имел. По закону в АРК отсутствует вообще понятие «государственного» или «официального» языка республики. В качестве официальных всегда использовались украинский и русский языки, в местных подразделениях общеукраинских ведомств (МВД, суды, прокуратура) — преимущественно украинский, а в республиканских и местных учреждениях (республиканских министерствах и комитетах, районных администрациях, сельсоветах, системе здравоохранения и среднего образования) — по большей части русский.
Будапештский меморандум (соглашение)
Был подписан 5 декабря 1994 года Украиной, США, Великобританией и Российской Федерацией. Именно на Будапештское соглашение большинство пользователей социальных сетей ссылались, утверждая, что России не может вводить войска на Украину. Официально документ называется «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия».
Немножко истории. Украина после распада СССР обладала определенным ядерным арсеналом. Однако у Киева не было технических возможностей обслуживать стратегическое ядерное оружие, межконтинентальные баллистические ракеты и ядерные боезаряды. Кроме того, новому государству нужно было заручиться гарантиями собственной безопасности. В свою очередь, России и США выгодно было устранить Украину из клуба ядерных держав.
Само подписание соглашения проходило в условиях, совершенно не соответствующих утверждению подобных документов. «Я присутствовал на заседании ОБСЕ в Будапеште в 1994 году, когда нам давали гарантии Россия, Великобритания и США, а затем — Франция и Китай. Со стороны все выглядело очень несерьезно. Представьте картину: Ельцин пьяный стоит на сцене, обнимает лидеров вышеназванных стран. У меня все это не вызывало доверия… Но самое главное — гарантии где-то «потерялись», — вспоминает президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов.
Согласно Меморандуму, США, РФ и Великобритания в обмен на отказ Киева от ядерного оружия обязались в том числе «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины; воздерживаться от угрозы силой и ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины; никакое их оружие никогда не будет использоваться против нее, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с уставом ООН; проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств».
Свои гарантии безопасности должны были предоставить Киеву Франция и Китай, однако этого не сделали, ограничившись соответствующими заявлениями.
Но Меморандум так и не стал международным договором, поскольку на данный момент он по-прежнему не имеет юридической силы: парламенты стран-гарантов его не ратифицировали.
Россия не сделала этого по нескольким причинам. Первая — в то время Госдума частенько отказывалась утверждать подписанные Борисом Ельциным документы. Вторая причина — 46 украинских ракет были отправлены в США в обмен на финансирование Вашингтоном процесса украинского разоружения, что РФ, естественно, понравиться не могло.
В открытых источниках нет точных сведений, почему не ратифицировал договор парламент Соединенных Штатов. Но скорее всего, страны просто не договорились по финансовым вопросам.
Так что Меморандум юридически ничтожен, и ссылаться на него как на полноценный международный правовой акт невозможно. Кроме этого, документ, прямо скажем, слишком расплывчат. О каких гарантиях безопасности может идти речь, если в случае угрозы национальной безопасности Украины у Киева будет возможность провести консультации по тому или иному поводу, и все. То есть Россия обязана лишь сесть за стол переговоров. А Франция и Китай могут вообще проигнорировать эти консультации.
Соглашение между Россией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины
Соглашение было принято 28 мая 1997 года и пролонгировано в 2010 году. Трудность анализа ситуации в том, что параметры и условия нахождения наших военных в Крыму базируются сразу на нескольких документах. Это: подписанное Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком 15 апреля 1994 года Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины от 9 июня 1995 года и, наконец, документ от 1997 года.
Согласно всем этим правовым актам, Россия может иметь на территории Крыма не более 25 тыс. человек личного состава, включая 1987 человек морской пехоты и морской авиации наземного базирования, не больше 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолета. В украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещен 161 летательный аппарат.
В соответствии с договором личный состав (будь то 5 или 25 тыс.) имеет право «охранять свои объекты и препятствовать экстремистским проявлениям, которые могли бы привести к ущербу жизни и здоровью гражданских лиц».
21 апреля 2010 года президентами России и Украины были подписаны так называемые Харьковские соглашения — обиходное наименование Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. По ним срок базирования Черноморского флота РФ был продлен на 25 лет, до 2042 года, с правом продления на пять лет, если одна из сторон не заявит о прекращении соглашения. Размер платы за базирование российского флота на территории Украины, составляющий сейчас 97 млн долларов США в год, с 2017 года должен быть увеличен на 3 миллиона. Кроме того, в документе было зафиксировано, что с 28 мая 2017 года плата за аренду состоит из этих 100 млн в год плюс дополнительные средства скидки за российский газ.
Если продраться через юридическую казуистику, картина складывается следующая: между Россией и Украиной существует два договора. Первый — о признании независимости Украины и принадлежности ей Крыма и Севастополя, и второй — по базированию флота, заключенный до 2017 года. Признание Крыма частью Украины в первом договоре прямо привязано к флоту. И если Киев в одностороннем порядке без согласия Москвы разрывает договор, то теряют силу пункты соглашения о признании Севастополя и Крыма украинскими.
Материал подготовили: Аглая Большакова, Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии