На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

23 ноября 2024

Суд

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Дело ЮКОСа

Юрий ШМИДТ, Вадим КЛЮВГАНТ, Наталья ТЕРЕХОВА, Елена ЛИПЦЕР и Константин РИВКИН

ПРОШЕЛ ГОД, НО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТАК И НЕ ОБНАРУЖЕНО

В редакции сайта «Особая буква» состоялась пресс-конференция адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
ПРОШЕЛ ГОД, НО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТАК И НЕ ОБНАРУЖЕНО 1 апреля 2010
Сторона защиты подвела промежуточные итоги процесса в Хамовническом суде по второму уголовному делу против экс-руководителей ЮКОСа, продолжающемуся чуть больше года. Прокуроры завершили представления своих доказательств. Теперь это право переходит к адвокатам.

Участие в пресс-конференции приняли члены команды защиты Ходорковского — Юрий Шмидт, Вадим Клювгант, Наталья Терехова — и команды Лебедева — Елена Липцер и Константин Ривкин.

По их словам, представление доказательств стороной обвинения оставило больше вопросов, нежели ответов. Большинство вызванных прокурорами свидетелей фактически давали показания в пользу подсудимых. Ни один из них так и не решился подтвердить «факт» причастности менеджмента ЮКОСа к хищению 350 млн тонн нефти, являющийся предметом судебного разбирательства. «Ни о какой краже нефти мы не слышали», — в один голос твердили свидетели, отмечая, что совершить такого рода преступление в принципе невозможно.

5 апреля в Хамовническом суде стартует новый этап судебного следствия — свои доказательства представит сторона защиты. Начнется он с показаний Михаила Ходорковского.

Константин Ривкин, адвокат Платона Лебедева

Я, с вашего позволения, хотел бы сказать несколько слов о том, что из себя представляли свидетели, приходившие к нам на процесс. Свидетели обвинения. Для начала, наверное, небольшая статистика. У нас, в рамках нашего уголовного дела — сейчас оно насчитывает около двухсот с лишним томов, — находятся протоколы допросов примерно двухсот человек. Виноват, трехсот человек. Трехсот. Из них 250 были указаны в обвинительном заключении как те свидетели, которых предварительное следствие считает нужным вызывать в суд для подтверждения обвинения.

Явилось на сегодняшний день около пятидесяти человек, о чем здесь уже было сказано. Я в целом проанализирую ситуацию и, с вашего позволения, не буду называть фамилии — они, по сути, известны. А по практике первого процесса есть такой печальный опыт, когда тех лиц, которые давали показания в нашу пользу, потом подвергали преследованию. Поэтому любая фамилия, названная устами адвоката, может, соответственно, повлечь определенные последствия. Я бы не хотел этого делать.

Я бы сказал так — наверное, коллеги меня поддержат, — что в целом мы положительно оцениваем вот эту процедуру допроса свидетелей, которая имела место быть в Хамовническом суде. Ну, с определенными оговорками. Я бы разделил условно приходивших к нам свидетелей на три категории. Первая — это агрессоры. Вторая — это свидетели защиты. И третья — это лица совершенно нейтральные.

Я начну с последней категории. Это люди, выполнявшие преимущественно техническую работу в ЮКОСе либо его структурах. Которые все, что могли сказать, мол, да, я подтверждаю, что это моя подпись, да, я в это время стоял на этом месте, да, я в этот день выполнял определенную функцию. С этим никто не спорит. Вопросов к ним у нас минимальное количество.

Очень интересная ситуация с теми, кого я условно назвал агрессорами. Действительно, было несколько человек, которые пришли и демонстрировали свою большую обиду на ЮКОС. В каких-то случаях их отстранили от рычагов управления тех нефтедобывающих предприятий, где они были хозяевами. В других случаях причинили какие-то иные, с их точки зрения, обиды. Вопрос заключался в том, что когда начинали с ними предметно разговаривать по существу обвинения, мы слышали вещи парадоксальные. Свидетель обвинения говорит, отвечая на заданный вопрос, что он понятия не имеет о том, какое обвинение предъявлено Ходорковскому и Лебедеву. Не говоря уже о конкретных деталях. Когда мы с удовлетворением слышали от этих людей, которые действительно были, наверное, чем-то недовольны ЮКОСом, — они просто не представляют, как можно похитить нефть при тех обстоятельствах, о которых мы им рассказывали. Это люди, которые, я бы сказал, агрессивно обиженные.

В этой же связи была часть свидетелей… Я уверен в том, что на них возлагали большие надежды представители Следственного комитета и Генеральной прокуратуры. Они рассчитывали, что эти люди также будут достаточно агрессивно настроены и, в их понимании, будут изобличать наших подзащитных. Тем не менее эти люди пришли и не сказали, на мой взгляд, ничего негативного. И более того, мы услышали от них вещи, которые будем, безусловно, использовать в рамках защиты по делу. Поскольку целый ряд доводов, которые они привели, либо целый ряд ответов на наши вопросы, наоборот, свидетельствуют в пользу невиновности наших подзащитных.

Ну, и наконец, с удовлетворением я должен отметить, что, наверное, большую часть явившихся свидетелей мы смело можем отнести к категории свидетелей защиты. Среди них были высочайшего уровня специалисты в области нефтедобычи, в области финансового рынка. И в целом ряде других областей. Ну просто удовлетворение мы получали, когда слышали и то, что они говорят, и то, как они говорят, и даже как по отношению к ним ведет себя прокуратура. Я уже не называю фамилию одного специалиста, который (задумайтесь на секундочку) был приглашен в качестве свидетеля обвинения. Так вот, он периодически, когда слышал вопросы прокурора, совершенно безграмотные и непонятные для него, регулярно щелкал по носу. И в конечном итоге это привело к тому, что они сидели, нагнув голову, и все вопросы задавала защита. Которая в этих вопросах — я имею в виду прежде всего Лебедева и Ходорковского — естественно, разбирается. В отличие от прокуроров, которые этими своими вопросами просто ставили свидетелей в тупик.

Забегая немножко вперед, конечно, могу сказать, что мы немножко не удовлетворены тем, какое количество свидетелей было приглашено в суд, поскольку целый ряд вопросов остался неохваченным. Мы постараемся, конечно, наверстать эти упущения, если можно их так назвать.

Вот представьте себе, наши подзащитные обвинены в том, что они похитили 350 миллионов тонн нефти у трех нефтедобывающих компаний. Ни один руководитель этих нефтедобывающих компаний в суд приглашен не был. И допрошен не был. Это очень красноречивое свидетельство того, что обвинение чувствует себя крайне неуютно. Но тем не менее вот такова картина на сегодняшний день.

Комментарии
  • Непуть
  • 2 апреля 2010, 01:16
Преступление все-таки есть.Это преступление действующего режима.
  • человек
  • 2 апреля 2010, 02:08
Я блогадарен Адвокатам,что не дают замалкивать этот гнусный процесс.Спасибо большое
  • Еще не вечер
  • 2 апреля 2010, 03:30
Судья Данилкин расскажет вам про Конституцию и Страсбургский суд.
  • Неизвестная персона
  • 2 апреля 2010, 07:00
Безумные доказательства безумного обвинения по безумному процессу безумного государства — войдут во все учебники . Полет правовой мысли Лахтина впечатан навсегда катарактой в око государева.

Насчет хищения нефти предлагаю такую аналогию. Живу на Камчатке, в краю вулканов, когда облачно, мы всегда говорим «вулканы украли» Правда похоже?
  • Юрий
  • 6 апреля 2010, 01:00
Неизвестные персоны что же вы таких прокуроров выставили, которые в течении года не смогли ничего из пальцев высосать? Если Вам известно где что и когда было украдено, то пойдите и подскажите им. А заниматься злопыхательством это удел невежественных подонков.
  • Неизвестная персона
  • 6 апреля 2010, 03:02

В России, есть доказательства или нет, оправдательных приговоров не бывает.
  • Неизвестная персона
  • 7 апреля 2010, 20:03
Да, и дома ломают, не признавая по истечение 50 лет пользования землей, на которой они построены, частной собственностью, и человека в тюрьме удерживают явно лишнего, «штопая» новые и новые обвинения. Не то время такое, не то люди... Вот примут смертную казнь в отношении террористов, не удивлюсь, если возникнет новое обвинение против Ходорковского в отношении подготовленных им когда-то в «мохнатом» 2000 г. такого вот акта... Ведь известно: нет человека — нет проблемы... Печально.. ничего не меняется.
  • Неизвестная персона
  • 14 апреля 2010, 09:31
Хочу видеть Ходорковского на свободе и в президентском кресле, а Путина в любимом городе в Крестах. Вот так Володя, дорулился!
  • Рождённый в СССР
  • 22 апреля 2010, 03:33
Вчера от ,, национального лидера ,, по телевизору узнал , что за последний год у нас повысился жизненный уровень — зал опладировал. УРА !!!!!!!!
  • Неизвестная персона
  • 24 апреля 2010, 03:40
Ваши премьеры и юристы в правящей «ЭЛИТЕ» козлики опущенные..Данное правительство педерастов в печку Освенцима пора.
  • Неизвестная персона
  • 25 апреля 2010, 06:58
Дело мне кажется не в Ходорковском и не Путине а в нашей гнилой судебной системе.
  • Неизвестная персона
  • 25 апреля 2010, 17:53
Как же оправдать ХОДОРРКОВСКОГО . Это сразу обвинить путина и его приспешников в захвате ЮКОСа . А разве это возможно при этой власти. Надежда на бога .
  • Неизвестная персона
  • 27 апреля 2010, 16:07
государство,которое существуеттолько юридически.заныли,когда хвост прищемили миллиардерам, а когда народу рядового угроблено немеряно и уничтожаетсяпо сей день то молча пировали.так вам *** и надо!






















Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости