По мнению главы государства, современное уголовное законодательство должно быть «жестким, современным и гуманным», а «санкции за нетяжкие, малозначительные преступления не должны предусматривать сроков заключения». Кроме того, Медведев предупредил суды, чтобы те не воспринимали отмену нижней меры в качестве автоматического признания верхней меры как единственно справедливой.
Законопроектом исключаются из 68 составов преступлений нижние пределы наказания в виде лишения свободы. Также у судов появляется большая вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы. Для этого виды наказания за 11 составов преступлений дополнены штрафами, 12 составов преступлений — исправительными работами, говорится в пояснительной записке к документу.
Меняется и подход к отмене условного наказания при совершении осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести. В частности, если приговоренный к условному наказанию человек в течение испытательного срока совершит преступление по неосторожности либо совершит умышленное преступление небольшой или средней тяжести, то вопрос об отмене условного наказания или о его сохранении будет решать суд. Если аналогичные преступления совершит условно-досрочно (УДО) освободившийся, то вопрос об отмене УДО также будет решать суд.
Стоит отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовного кодекса РФ, если смягчается наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в новых пределах.
Однако из текста законопроекта, подготовленного к третьему чтению, исчезло положение об отмене нижнего порога наказания за ряд преступлений. В частности, за грабеж, совершенный организованной группой или в особо крупном размере, за вымогательство либо в целях получения имущества в особо крупном размере, либо с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
У депутата Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева, с которым связалась «Особая буква», есть опасения, что принятие этих поправок приведет не к снижению назначаемых наказаний, а, наоборот, к их увеличению.
«По поводу принимаемых поправок позиция нашей фракции такова: поправки — вещь обоюдоострая. На данный момент, когда задан диапазон наказания снизу доверху, судьи понимают, что они могут варьировать наказание внутри этого диапазона. У нас есть существенное опасение, что когда будет даваться одна максимальная цифра, то в реальной практике судьи будут придерживаться только ей», — отметил Пономарев.
Депутат считает, что по чисто бюрократическим причинам судьи будут очень осторожно идти на то, чтобы назначать минимально возможное наказание или наказание, которое не связано с лишением свободы. «Мы живем в конкретной стране, где существуют конкретные живые люди. В данном случае у судей будет один ориентир. Но при этом у них есть свое начальство, которое будет задавать вопросы: мол, а не взял ли ты взятку за то, чтобы назначить такое маленькое наказание, — говорит Илья Пономарев.
Комментарии