На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

24 ноября 2024

Суд

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Что представляет собой наше правосудие на современном этапе развития

Татьяна МОСКАЛЬКОВА,

депутат Государственной думы, генерал-майор МВД

Несправедливые законы толкают людей на преступление

Российская система судопроизводства построена так, что максимально комфортные условия созданы для правоохранителей.
Несправедливые законы толкают людей на преступление 28 июля 2011
Следователям удобнее собирать доказательства, когда подозреваемый находится под стражей, поэтому суды санкционируют использование этой меры пресечения по отношению ко всем, на кого заведено дело. Кроме того, судье удобнее принимать решение единолично, что приводит к постепенному свертыванию суда присяжных. В результате презумпция невиновности у нас существует только на бумаге. А человеку, попавшему в поле зрения «правосудия», остается надеяться только на чудо.

Татьяна Москалькова, суды буквально штампуют решения о заключении под стражу

Несмотря на очень серьезные поправки, которые были внесены президентом по экономическим преступлениям, несправедливым остается и применение меры пресечения в виде заключения под стражу. Оно не отлажено с точки зрения защитных механизмов. Заключение под стражу — самая жесткая мера пресечения в уголовном процессе. Раньше ее применение санкционировалось прокурором. На мой взгляд, эта система была более справедливой и взвешенной, чем сегодняшняя.

И вот почему. Прокурор мог проверить аргументы следствия, которые приводились в обоснование необходимости применения этой самой суровой меры пресечения. Ведь заключение под стражу — огромнейший стресс для каждого человека, не говоря уже о том, что порой это просто ломает всю его судьбу. Прокурор имел возможность ознакомиться с документами и проверить, действительно ли имеется тот набор законодательных мотивов, который позволяет поместить человека в следственный изолятор. То есть есть ли основания предполагать, что человек скроется от следствия, сбежит, что он будет влиять на свидетелей, потерпевших, разрушит доказательную базу. Все это нужно было аргументировать. Эти аргументы следствие добывало в том числе с помощью оперативно-разыскных мероприятий, подтверждающих, что есть основания для применения этой меры пресечения.

Мы отказались от прокурорского надзора и перешли к судебному контролю над применением этой меры пресечения. С одной стороны, судебный контроль является более независимым, во всяком случае, теоретически. С другой стороны, суд не обладает механизмами, рычагами проверки. Поэтому он был вынужден принимать все, что утверждало следствие. У него была одна формула: нет оснований не доверять следствию.

На уровне закона эта ситуация была исправлена. Теперь суду нужно представить доказательства, что человек действительно хочет сбежать. Скажем, он приобрел билеты или есть данные, полученные в результате прослушивания телефонных разговоров, что он собирается уехать. Если таких доказательств нет, человека нельзя держать под стражей.

Тем не менее суды сегодня буквально штампуют соответствующие решения. И прокурор, который присутствует при вынесении судом таких решений, на мой взгляд, работает неэффективно, как бы отстраняясь от ответственности за них.

Я думаю, что возврата к прокурорскому надзору и санкциям прокурора в данном случае не будет. Но судебная система должна быть в зоне внимания Верховного суда. И, кстати, Верховный суд уже неоднократно проводил пленумы по этому вопросу.

В рамках парламентского контроля проводились и парламентские слушания, и круглые столы. Но система, защищающая интересы различных ведомств, не способна гарантировать права людей, попавших в эту ситуацию. Конечно, следствие удобнее проводить, когда человек находится под стражей.

Но каждый из следователей, каждый из прокуроров должен понимать, что речь идет о судьбе человека. И нужно сделать все возможное, чтобы собрать доказательства, не сломав ему жизнь еще до вынесения приговора. Ведь это еще невиновный человек, а презумпцию невиновности никто не отменял. Это принцип Конституции, принцип российского уголовного судопроизводства, к сожалению, не работающий сегодня должным образом.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов

Комментарии
fond_antiment@mail.ru
Меня, инвалида 2 группы-инфарктника, судили заочно три суда Белгородской области — Чернянский, Грайворонский, Губкинский — по статье 319 УК РФ. Почти год я провёл за решеткой. Два с половиной года добивался справедливости, добился — меня реабилитировали. Заказчиком моего «преступления» оказался малограмотный юрист, судья — коррупционер Ванька ЗАЗДРАВНЫХ. 28 сентября 2009 года я обратился в прокуратуру Новооскольского района с заявлением о возбуждении уголовных дел в отношении 12 человек, которые затолкали меня за решетку : МУХИНОЙ В.П.,ШЕХОВСКОГО Ю.А.,КРАВЧЕНКО С.М.- врачи-психиатры; ЗАИКИНА А.И.- эксперт-филолог Белгородского Государственного Университета; ГОЛУБЬ В.Ю.- следователя прокуратуры Корочанского района; ОРЕХОВА А.А.- прокурора Корочанского района; ПОНЕДЕЛЬЧЕНКО М.Н.- главы Новооскольского района; БАЛАБАЕВОЙ Л.Н.- юриста администрации Новооскольского района;ЧАЛЫХ Л.В.- судьи Чернянского районного суда; ЗИМИНОВА С.В.- судьи Новооскольского районного суда; Остапенко С.Н.- адвоката; ПОПОВА А.И.- прокурора Чернянского района. Прокуратура Новооскольского района мне отказала. Я обратился в Новооскольский районный суд : и здесь начался «цирк». Судья Новооскольского районного суда ТОЛСТОЛУЦКИЙ Г.В. своим постановлением от 23 июля 2010 года постановил : привлекать к уголовной ответственности можно только троих врачей- психиатров, следователя Голубь В.Ю. и юриста БАЛАБАЕВУ Л.Н., а остальных трогать нельзя — это каста неприкасаемых. Я обратился в Белгородский областной суд и в Верховный Суд РФ : В Конституции РФ сказано, что все равны перед законом и судом и почему нельзя отправить в отставку судью-коррупционера ТОЛСТОЛУЦКОГО Г.В. ? Получил четыре отписки из Белгородского областного суда : ЧЕСОВСКОЙ Е.И. ( 31 августа 2010 года ), ШИПИЛОВ А.Н. ( 22 сентября 2010 года ), БЕРЕСТОВОЙ А.Д. ( 27 октября 2010года ), ЧЕРНОВА И.А. ( 24 декабря 2010 года ). Это четыре судьи — коррупционера, которые встали на защиту судьи — коррупционера ТОЛСТОЛУЦКОГО Г.В. В Белгородском областном криминальном и коррумпированном суде безотказно действует КРИМИНАЛЬНЫЙ ЗАКОН «КРУГОВАЯ ПОРУКА», и добиться отставки судьи — коррупционера ТОЛСТОЛУЦКОГО практически невозможно...



taracovo
Я не жил в 1938г.,но я знаю что такое 2011г.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости