«Современная история не знает случаев посмертных судебных процессов. Кроме того, ни в одной стране мира не судят людей, ушедших из жизни, а в данном случае речь идет о человеке, который был сознательно умерщвлен сотрудниками следственных органов России. Новый поворот в «деле Магнитского» — это отголоски сталинского режима. Мы будем добиваться беспристрастного расследования дела юриста», — прокомментировали решение следователей МВД в фонде Hermitage Capital.
Напомним, что Магнитский, обвиняемый в совершении налогового преступления, 16 ноября 2009 года скончался в «Матросской Тишине». Официальная причина его смерти — острая сердечная недостаточность. Однако по данным правозащитников, юрист умер в результате избиения резиновыми дубинками.
После его гибели дело было прекращено, но в связи с решением Конституционного суда РФ летом прошлого года расследование возобновили. Магнитского обвинили в уклонении от уплаты налогов на 500 млн рублей, также ему было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 33, частью 2 статьи 199 Уголовного кодекса — «Организация и пособничество в уклонении от уплаты налогов с организации группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере». Руководитель Hermitage Capital Браудер также являлся фигурантом дела, он был вынужден покинуть Россию еще до ареста Магнитского.
По мнению Кирилла Кабанова, члена президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», суть произошедшего вовсе не в правовом аспекте. Было заявление о необходимости реабилитации Сергея Магнитского, которое поступило от его родственников. А согласно существующему законодательству реабилитации можно добиться только в рамках окончания уголовного расследования.
«В то же время родственники не давали согласия на продолжение расследования уголовного дела. Хотя именно так должно происходить. И следствие, и Генпрокуратура восприняли это заявление о реабилитации как необходимость продолжения уголовного дела», — пояснил эксперт.
По его словам, в настоящий момент жалоба мамы Сергея Магнитского передана в Конституционный суд, поскольку Генеральная прокуратура не нашла предмета для ее рассмотрения, сказав, что все, что делается, законно.
«Мы эту тему обсудили и направили соответствующие документы и в Генпрокуратуру и в Следственный департамент МВД. Мы оцениваем действия следствия как моральное давление на мать погибшего Магнитского путем вот этих заявлений о необходимости привода и тому подобное. Моральный аспект мы тоже попросили рассмотреть в своем заявлении, хотя и понятно, что это не правовая норма», — Кабанов.
Совет попросит Тамару Морщакову как бывшего члена КС РФ оценить ситуацию, а дальше само обращение в Конституционный суд должно дать какие-то разъяснения. Оценку того, виновен Магнитский или нет, даст именно КС.
«Я не сторонник эмоций в этом деле, считаю, что в первую очередь здесь должна быть правовая оценка, для того чтобы это стало примером для всех остальных подобных процессов. Не хочется, чтобы смерть Магнитского стала очередной. Мы ведем работу в этом направлении, и необходимо дать правовую оценку действиям сотрудников правоохранительных органов, а для этого нам нужно понять причинно-следственные связи смерти Сергея Магнитского», — считает наш собеседник.
На сегодняшний момент, по мнению Кирилла Кабанова, в России сложилась практика, что наши правоохранители всегда невиновны — особенно если они связаны с какими-то спецслужбами:
«Президент на встрече 5 июля прошлого года поставил нам в укор, что у него, мол, сложилось впечатление, будто в России только два дела — «дело Ходорковского» и «дело Магнитского». Тогда мы представили Дмитрию Медведеву 27 декабря дополнительные примеры похожих историй. И только сейчас по ним идет реакция Следственного комитета. То есть дана команда не скрывать, а дать правовую оценку. В то время как Следственный департамент МВД продолжает отстаивать свои некие политические позиции. Защищать, как они говорят, честь мундира».
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов
Комментарии