После известных событий в Казани сообщения о пытках в отделениях полиции поступают чуть ли не каждый день. География полицейского садизма ширится: от Тувы и Санкт-Петербурга, Читы и Воронежа и дальше по всей стране. Но общество, оправившись от шока после «Дальнего», лишь констатирует страшный беспредел, на следующий день забывая имена пострадавших. Однако жертвы пыток продолжают мучиться. Избитый сотрудниками 7-й ОРЧ УВД ВАО Москвы Кирилл Вождаев сидит в «Матросской Тишине», не получая необходимой медицинской помощи. А Следственный комитет отказывается возбуждать дела против тех, кто босиком гонял 19-летнего парня по снегу в мороз. «Особая буква» продолжает следить за делом Вождаева.
19-летний студент Кирилл Вождаев был задержан 8 марта в аэропорту Домодедово. Он возвращался из Китая, где проходил лечение — у него неоперабельная межпозвоночная грыжа. В 21.15, когда он проходил пограничный контроль, его остановили и без объяснения причин отвели в какую-то комнату.
Из линейного ОВД аэропорта парня без каких-либо объяснений забрал сотрудник 7-й оперативно-разыскной части (ОРЧ) УВД ВАО по фамилии Катасонов. На улице Кирилл стал звать на помощь — тогда его избили, надели наручники, заткнули рот и бросили на заднее сиденье автомобиля. По дороге полицейские угрожали Кириллу избиением и изнасилованием. Один раз они даже сделали остановку, чтобы известными способами «вразумить» задержанного.
Избиение и пытки продолжились и в одной из комнат ОРЧ УВД ВАО, что на Большой Черкизовской улице. Молодого человека били по почкам и поднимали на импровизированную «дыбу», а также ставили на ногу ножку стула и прыгали на этом стуле. Во время «допроса» в комнате находился знакомый Вождаева — Сергей К., известный как торговец наркотиками, и его родственник — действующий сотрудник полиции.
Под пытками студента заставили подписать какие-то бумаги, которые он даже не успел прочитать. Как стало известно позже, он «признался» в организации разбойного нападения на квартиру Сергея К. После этого его отвезли в травмпункт, где его нашла мать. Позже парень был госпитализирован в 15-ю горбольницу, но оттуда его по звонку сверху выписали, невзирая на протесты лечащего врача, и отвезли в ИВС «Сокольники».
В настоящее время суд избрал Кириллу меру пресечения в виде содержания под стражей.
Александр Шадрин, адвокат Кирилла Вождаева, ч. 1
Мой подзащитный Кирилл Вождаев в ночь с 8 на 9 марта был фактически похищен сотрудниками полиции. Его местонахождение искали три адвоката в течение 12 часов. Нашли его в травмпункте избитым и запытанным.
За это время, как потом нам стало известно, с него сняли признательные показания об участии в разбое. Причем сняли это еще и на видео. И на основании этих показаний он обвиняется в совершенном преступлении — якобы совершенном. Доказательств его вины, кроме его собственных показаний, в деле нет никаких. Он является единственным фигурантом по этому делу. В данный момент он находится в следственном изоляторе.
Вождаев был похищен в рамках расследования дела по факту разбоя в квартире наркодилеров. Дело ведет следственное управление Восточного округа. Причастны к его похищению оперативные сотрудники УВД ВАО.
Дело в том, что признание является лучшим доказательством. И оно так сейчас и расценивается. Поэтому практически по каждому делу следствием и особо ретивыми оперативными сотрудниками предпринимается максимум усилий, чтобы человек дал эти показания. Потом к ним добавляется несколько косвенных доказательств, и дело готово для передачи в суд.
Все это знают. У нас вообще страна, где все знают все. Но буквально сегодня мы получили с коллегами отказ в возбуждении дела в отношении оперативных сотрудников. Мы еще будем изучать этот документ. Будем проверять материалы проверки, которую проводили месяц по нашим заявлениям, по заявлениям трех адвокатов. И за месяц проверки они не смотрели признаков преступления, совершенного полицейскими.
Бастрыкин в Казани попенял своим подчиненным за то, что они не реагировали и не расследовали подобные факты. Конечно, в первую очередь сотрудники следственного комитета должны были сделать выводы о наличии признаков преступления.
Мы обращались в службу собственной безопасности. Но они производят лишь оперативное сопровождение проверки, проводимой Следственным комитетом. Я думаю, что сотрудники СК РФ, проводившие проверку следственного отдела Преображенское, проявили те самые бездействие и халатность, в которых укорял Бастрыкин сотрудников в Казани. Может быть, Бастрыкину следовало прилететь и в Москву?
Комментарии