Вполне объяснимо, что результаты выборов не устроили всех кандидатов, кроме, конечно, Лукашенко. Они заявили, что голосование прошло с нарушениями, а его итоги подтасованы. Владимир Некляев заявил, что эти «данные не имеют ничего общего с реальностью».
Критики официальных белорусских властей считают, что избирательная кампания была далека от стандартов демократии, а результаты могли быть сфальсифицированы. Так, процедура досрочного голосования началась за четыре дня. Кроме того, представители оппозиции не были допущены в участковые избирательные комиссии.
Не веря в справедливость результатов, соперники Лукашенко заранее призывали своих сторонников принять участие в уличных протестах после выборов. Общаясь после голосования с журналистами, Лукашенко пообещал разобраться с протестующими «по закону» и сказал, что готов вести диалог с некоторыми из своих соперников.
— С бандитами и диверсантами я диалог не веду. Но среди моих оппонентов есть немного нормальных людей... Я готов сотрудничать... с людьми, которые хотят жить в своей стране, хотят обеспечить ее независимость, — сказал Лукашенко на избирательном участке.
В свою очередь, депутаты Государственной думы России, наблюдавшие за ходом выборов, констатировали соблюдение и национального законодательства, и норм международного права. По словам Дмитрия Новикова, члена нижней палаты российского парламента, ни крупных, ни значительных нарушений на избирательных участках не было. В свою очередь, депутат Нина Останина отметила, что в Беларуси выборы проходят менее политизированно, чем в России. «Дух, который царит на избирательных участках в Беларуси, которые мы посетили, оставляет ощущение праздника, доброжелательной атмосферы. Подобный дух несколько лет назад покинул избирательные кампании в России», — сказала она.
Российские наблюдатели от ассоциации НКО по защите прав избирателей «Гражданский контроль» также увидели изменения к лучшему в белорусской электоральной системе, однако отметили обособленность работы ЦИК республики от наблюдателей и избирателей.
— Впечатление от выборов двойственное. С одной стороны, в белорусской электоральной системе наметились изменения к лучшему. В этот раз уже не было проблем, связанных с процессом сбора подписей и регистрацией кандидатов, впервые прошли теледебаты претендентов на пост президента, — сообщил член Общественной палаты РФ Александр Брод.
Напомним, Запад не признал переизбрание Лукашенко в 2006 году, когда тот получил поддержку 83 процентов избирателей. На этот раз ЕС обещал Минску «перезагрузку» отношений и финансовую поддержку, если нынешние выборы будут демократичными. «Эти выборы уже могут быть оценены лучше», — подтвердил мнение российских наблюдателей глава миссии наблюдателей ОБСЕ Герт Аренс.
Но эти мнения в корне разошлись со взглядами белорусской оппозиции — она вывела тысячи людей на улицы на несанкционированные акции протеста, которые были жестко подавлены. По сведениям противников Лукашенко, кандидаты от оппозиции были избиты спецназом, Виталий Рымашевский ранен, некоторые задержаны.
Нужно заметить, что спецназ начал разгонять участников митинга только после нескольких часов демонстрации, когда протестующие начали бить стекла на первом этаже Дома правительства и совершили попытки прорваться через центральный вход здания.
Руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко считает организованные белорусской оппозицией беспорядки в центре Минска «осознанной, изначально заданной целью».
— Свидетелем была вся страна, что еще задолго до выборов они призывали народ выйти на площадь. Скорее всего, оплачивающая мероприятие сторона прекрасно понимала, что какой-либо киргизский вариант цветной революции в Белоруссии не прокатит. Но им нужно было посмотреть на степень готовности реагировать на данные вызовы, возможность усмотреть какие-то слабые детали, чтобы более масштабно использовать при более масштабной спецоперации, — сказал Мусиенко.
По Конституции Белоруссии инаугурация президента должна состояться в двухмесячный срок после оглашения результатов выборов. Есть все основания полагать, что до этой процедуры оппозиция будет продолжать несанкционированные акции протеста. Потому что при положительной оценке наблюдателями чистоты прошедших выборов правовых оснований для отмены голосования найти будет практически невозможно.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Выборы в Белоруссии прошли в стандарте, давно зафиксированном в постсоветском пространстве. Лидер, переизбирающийся на новый срок, имеет, как правило, подавляющую поддержку в обществе. Так как настроения в обществе можно назвать конформистскими, за некоторым исключением. И вопрос заключается в том, какова доля этого самого исключения.
Вполне вероятно, что Лукашенко поддерживают не 80 процентов избирателей. И эта цифра даже близко не приближается к 80. Она вполне может составлять несколько десятков, но сверх этого идет накрутка, манипулирование процессом. Причем не всегда накрутка зависит от воли переизбираемого лидера. Многое решают чиновники на местах. Им нужно, чтобы область показала высокий уровень поддержки действующему президенту. Вот они и добиваются сверхвысокого показателя.
Перед президентскими выборами в Белоруссии появлялись высказывания, что после визита Лукашенко в Москву и его переговоров с российским руководством Кремль выдал белорусскому лидеру карт-бланш на четвертый срок. На самом же деле в Москве решили не идти на дальнейшее обострение отношений с Минском, понимая, что альтернативы Лукашенко нет. Как бы российские президент и председатель правительства ни относились к белорусскому президенту, они понимают, что воздействовать на результаты выборов не в состоянии. Лукашенко в гораздо большей степени управляет ситуацией в своей стране, чем российское руководство обладает рычагами воздействия на ситуацию в Белоруссии. Белорусскую оппозицию невозможно усилить настолько, чтобы она в неравной схватке выиграла у Лукашенко.
Нельзя с точностью сказать, интересы какой части общества отражают те люди, которые устроили в Белоруссии демонстрацию протеста против выборов президента. Здесь нужны точные социологические данные. Одно можно сказать точно: пассивное недовольство властью присутствует. Важным фактором является и усталость от одного лидера. У нас избежали усталости путем замены Путина на Медведева. А усталость от лидера, так или иначе, накапливается, пусть даже он был бы безупречным, без какого-то двойного дна.
Четвертый срок — это много. Из пассивной формы недовольство начинает переходить в активную. И на острие этого процесса оказываются городские жители. Вот в этой толпе демонстрантов, собравшихся протестовать против итогов выборов, людей с активной позицией было процентов двадцать. Остальные просто присоединились, потому что это соответствовало их эмоциональному впечатлению от случившегося.
Таким образом, если бы выборы не были настолько срежиссированы, оппозиция получила бы больший процент голосов. Очевидно, что она бы не выиграла, но с ней после этого нужно было бы считаться. Сейчас же оппозиционеры вновь оказались в положении загнанной в угол маргинализированной группы, против которой заводятся уголовные дела.
Этот старт очередного президентского срока говорит о том, что закончит Лукашенко плохо.
Комментарии