С последним тезисом согласен секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, признавшийся «Коммерсанту», что у коммунистов не очень удачный опыт сотрудничества с другими представителями оппозиции. Хотя возможности взаимодействия он не исключает, но сомневается в мощностях «Яблока» — для полноценного наблюдения требуется поставить «минимум по три наблюдателя плюс журналиста с видеокамерой», и это почти на 100 тыс. участков. Так что КПРФ, скорее всего, будет рассчитывать на собственные силы.
Дмитрий Орешкин рассуждает иначе. По его мнению, наблюдателям достаточно «закрыть» 5 процентов избирательных участков (то есть, не более 5 тысяч — с единственным наблюдателем). Такая выборка, говорит политолог, будет не менее репрезентативной, чем на 100 тысяч.
Схожей позиции придерживается и первый замглавы «Патриотов России» Надежда Корнеева. Она уверена, что главное для будущей коалиции — выставить контролеров по московскому и питерскому регионам, но только не по одному, а по два человека.
Безусловную поддержку Сергею Митрохину выразил член федерального политсовета «Правого дела» Борис Надеждин, отметивший, что хотя концепция лидера «Яблока» «проста, как пять копеек», так и надо работать, что и было продемонстрировано не столь давно на выборах в Подмосковье.
Готов рекомендовать коллегам активно поддержать идею «яблочников» заместитель руководителя думских эсеров Геннадий Гудков. И лишь глава фракции ЛДПР Игорь Лебедев не видит смысла в объединении практически ни с кем, кроме коммунистов.
Депутат от КПРФ Борис Кашин, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», считает, что шансы на реализацию «меморандума Митрохина» не слишком велики. Хотя совместное наблюдение в той или иной форме на разных выборах осуществляется, но власть умело дергает за ниточки, не давая спокойно работать наблюдателям: иногда выгоняет их, действуя то нагло, то «пряником». В результате государству удается гнуть свою линию, а оппозиция никак не может преодолеть разрозненность.
«Я был на одном участке на последних выборах в Москве, — вспоминает эксперт, — когда мы поймали его сотрудников за руку при вбросе бюллетеней — естественно, в пользу партии власти. Протокол тогда подписали не только мы, но и представители «Справедливой России», ЛДПР, даже «единороссы»! Но когда протокол со всеми подписями, при всех выполненных условиях оказался в суде, тот наши труды выкинули на помойку. Что же остается делать? Давить на власть, на всех этажах выборного процесса, ничего не пропуская. А такой методичности, увы, не наблюдается».
По словам нашего собеседника, существует расхожее мнение, что во всем виноват народ: он, дескать, ни во что не верит и при малейшей возможности опускает руки. Это не так. Безусловно, электоральных традиций, традиций отстаивать свои права (или хотя бы четко знать их) у нас меньше, чем хотелось бы. Но мы лишь в становлении, и традиция постепенно вырабатывается.
«На уровне Москвы при последних выборах это уже было хорошо заметно. В принципе ничего революционного лидер «Яблока» не предложил, и, как мы видим, лишь ЛДПР, что меня совсем не удивляет, отнеслась к этому отрицательно. Власть со своей стороны тоже должна понять, что на привычном игнорировании цивилизованного характера выборов долго уже не протянешь: протестная энергия накапливается», — уверен Борис Кашин.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов
Комментарии