Сергей Удальцов призвал к бойкоту выборов мэра Москвы, намеченных на 8 сентября 2013 года. Аргументация у него следующая: выборы нечестные, кандидаты поставлены в заведомо неравные условия, и.о. градоначальника Сергей Собянин не сходит с телевизионных экранов, тогда как «другие кандидаты вели неравный бой… в полном информационном вакууме». Что касается самого Удальцова, то ему отказали в праве выставить свою кандидатуру. То есть формально Мосгоризбирком принял документы от сторонников координатора «Левого фронта», но цинично оставил на сбор подписей муниципальных депутатов и граждан всего один день.
«В целом, все вышесказанное на сто процентов подтверждает незаконность и нелегитимность грядущих выборов, — заявляет Удальцов. — Как всегда, из нас пытаются сделать дураков, только относительно новыми методами. Поэтому необходимо вновь повторить, что самая правильная, честная и принципиальная позиция — активный бойкот мошеннических выборов мэра Москвы. При этом требовать надо отмены голосования 8 сентября, ликвидации всех «фильтров» и устранения других препятствий для равной конкуренции кандидатов, а затем уже — проведения новых выборов».
Что касается неравенства кандидатов, то здесь Удальцов прав не на 100, а на 146 процентов. Против этого не возражает и «самовыдвиженец» Собянин. Он, в частности, фактически отказался от дебатов с Алексеем Навальным. Объясняют это собянинские «штабисты» довольно забавно: якобы «на протяжении всей кампании в адрес Собянина со стороны господина Навального и главы его штаба Леонида Волкова звучали оскорбительные высказывания».
Сам Навальный назвал заявление собянинцев «настоящим хамством»:
«Любой человек, претендующий на власть, обязан делать вещи положенные для публичного политика. Участие в дебатах — важнейшая обязанность. Те, кто ей пренебрегает, должны быть разорванные на части прессой и общественностью. Их обглоданные политические косточки должны белеть на солнце. Однако из года в год мы слышим: они легковесные; у нас нет времени, мы хозяйственники; профессионалы не должны играть с дворовыми мальчишками и т. д.»
Однако при этом Навальный не принимает гордую позу «я с вами не играю», а идет на выборы. Потому что иного способа воздействовать на «крепких хозяйственников» не существует. Вооруженное восстание мы не рассматриваем, майданный вариант предполагает, что идеи обновления востребованы не только в обществе, но и в правящей элите. В противном случае майдан будет разогнан при смущенном молчании мировой общественности.
Что же касается бойкота выборов, то это бесперспективный и тупиковый путь, которым зачастую идут «сбитые летчики».
Сергею Удальцову, пожалуй, будет неприятно узнать, что он нашел единомышленника в лице Валерии Новодворской, неутомимого борца с «агрессивно-послушным большинством». «Выборы не являются спасательным кругом для утопающей в собственной тупости страны. Как лампочка, не включенная в сеть. Как эту лампочку ни верти, она не даст света. Выборы в рабской, безграмотной политически и морально, непоправимо изуродованной коммунистами стране — это та же самая отдельно взятая лампочка. Холодная, темная и бесполезная», — пишет Валерия Ильинична.
Начнем с того, что сорвать выборы с помощью «бойкота» (о чем втайне мечтают те, кто его пропагандирует) в принципе невозможно. Первая и самая очевидная причина: российские законы не предусматривают нижнего порога явки избирателей. Наивно надеяться, что хотя бы на одном участке урны окажутся пустыми.
Сторонники бойкота рассчитывают добиться снижения явки избирателей — чтобы потом говорить о нелегитимности выборов, в которых приняло участие абсолютное меньшинство. Однако практика показывает: сколько-либо значительного снижения явки в результате подобной пропаганды не происходит. Почему? Ответ тоже очевиден: крупнейшие политические силы выставляют своих кандидатов и, следовательно, агитируют народ идти голосовать. И плотно контролируемый Кремлем «зомбоящик», и газета «Советская Россия», и бесчисленные агитационные листовки, сайты и плакаты зовут людей на избирательные участки, предлагая поддержать того или иного кандидата. 99 процентов всех информационных ресурсов зазывают избирателей проголосовать.
Призывы к бойкоту тонут во всеобщем хоре «Все на выборы», а потому бывают услышаны только очень политизированными гражданами. В современной России к таковым относятся от 0,1 до 10 процентов населения, в зависимости от региона. При этом часть политизированных граждан, даже услышав такой призыв, все равно пойдет голосовать. Подчеркиваем: именно голосовать, ставить галочку за своего кандидата, а вовсе не портить бюллетень и не заливать урну зеленкой.
Также по теме: из пяти зол меньшее: мы опросили представителей партий и политических сил, за кого бы они проголосовали в случае снятия их кандидата с выборов мэра Москвы. Если не Собянин/Навальный/Мельников/Митрохин/Дегтярев/Левичев (нужное подчеркнуть), то кто? (ДАЛЕЕ)
Конечно, многие избиратели на выборы не ходят. Однако в этом нет заслуги тех, кто агитирует за «бойкот». Просто очень многие относятся к политике равнодушно. В их личной вселенной борьба политиков находится где-то между столкновениями атмосферных фронтов и драками героев программ Андрея Малахова. Свое безразличное отношение к политическим бурям эти спокойные и мудрые люди объясняют тем, что «начальству виднее», «все равно решат, как им удобно», и, наконец, «все политики — одно ворье, выбирать не из кого». Примечательно, что те, кто искренне ненавидит политиков вообще и власть в частности, нередко за эту власть и голосуют. И свой гражданский выбор они объясняют с трогательным простодушием, которое и крыть нечем: «Все они там сволочи, так уж пусть будет как есть, потому что эти уже наворовались, а придут новые, голодные»…
Практика — критерий истины. В последние 20 лет много раз раздавались призывы бойкотировать те или иные выборы. Так, в 2003—2004 году НБП предлагала гражданам «забить» на выборы Госдумы и президента. В 2007 году, после того как Центризбирком не зарегистрировал федеральный список коалиции «Другая Россия», ее участники призывали к активному бойкоту думских выборов — порче бюллетеней. То же самое предлагала в 2011 году группа либеральной интеллигенции, объявившая себя «движением Нах-нах». Анархисты и прочие ультралевые несистемщики тоже призывают народ бойкотировать выборы.
Результаты многолетних усилий идейных бойкотчиков, прямо скажем, несерьезные. Избиратели продолжают ходить на выборы, причем на выборы федерального масштаба приходят, как правило, 60—70 процентов граждан. А число преднамеренно испорченных бюллетеней оказывается меньше статистической погрешности…
Между тем в 2011 году все тот же Алексей Навальный инициировал оптимальную стратегию — голосовать за любую партию, кроме «Единой России». Для тех, кто не любит действующую власть, хотя и не видит своего человека среди зарегистрированных кандидатов, это наилучший выбор. И с моральной, и с политической точки зрения. Кстати, Сергей Удальцов в уже упоминавшейся статье предлагает нечто подобное — голосовать за любого кандидата, кроме Собянина. Правда, лидер «Левого фронта» говорит о протестном голосовании как о «запасном варианте», он делает основную ставку не на выборы, а на «народный сход», который будет организован на следующий день.
Что ж, революционный майдан — это, конечно, прекрасно, хотя для его победы одного гражданского порыва явно недостаточно. А выборы — это реальный и стопроцентно законный шанс.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии