IKEA готова приостановить инвестиции в Россию, объем которых оценивается в 3,6 миллиарда евро и может отказаться от рассмотрения покупки земли обанкротившегося ОАО «Ипподром «Пермский» в связи с коррупционными преследованиями.
Напомним: на днях совет директоров группы компаний IKEA в официальном заявлении поставил под сомнение возможность продолжения инвестиционной программы IKEA в России «в связи с непредсказуемым характером административных процедур в ряде регионов». Поводом для заявления стала невозможность запуска построенных в Самаре магазина товаров для дома IKEA и торгового центра «Мега» из-за отсутствия полного пакета разрешительной документации. «Поскольку предсказать, насколько затянется это ожидание, сегодня не представляется возможным, мы вынуждены уведомить 245 сотрудников магазина о невозможности дальнейшего сохранения их рабочих мест», — заявил Пер Кауфман, генеральный директор IKEA в России, директор региона Центральная и Восточная Европа.
На сегодняшний день IKEA — один из крупнейших иностранных инвесторов в несырьевом секторе экономики России. У концерна в России уже работает 11 магазинов IKEA и 13 торговых центров МЕГА. Как заявлял ранее Томас Хальберг, заместитель генерального директора IKEA в России: «Несмотря на экономический кризис, руководство группы компаний IKEA подтвердило заинтересованность в том, чтобы продолжать сотрудничество». В будущем планировалось открытие еще 30 магазинов, в том числе 4 в этом году. В настоящее время IKEA, единственная крупная международная компания, публично выражающая свое недовольство коррумпированностью российских административных кругов, готова приостановить свои инвестиции. Можно ли считать этот инцидент частным случаем или это показатель опасной тенденции в отечественной экономике?
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национальной Антикоррупционной Комиссии России
IKEA работает по международным стандартам и показывает, что лучшая защита бизнеса, особенно такого серьезного, как шведский — это прозрачность. Хотя в этом конкретном случае, думаю, сыграл свою роль кризис. Обвинить российские региональные власти в коррупции — это очень удобный повод несколько свернуть бизнес, поскольку IKEA и в самом деле переживает не лучшие времена.
Они ведь не заявили, что уходят. Но приостановили свои инвестиции, сославшись на некое коррупционное давление (с которым, впрочем, они всегда справлялись без публичной шумихи). И таким образом сохранили свое лицо.
Однако немотивированные отказы администраций — это, разумеется, порочная традиция, которая отрицательно сказывается на инвестициях. При этом надо понимать, что в западных странах существует конвенция по борьбе с коррупцией, в соответствии с которой за совершение коррупционного акта следует привлечение к уголовной ответственности. Крупные иностранные компании не хотят идти на такой риск.
В то же время, в этой сфере очень жесткая конкуренция. Китайский бизнес, например, совершенно спокойно играет по коррупционным правилам на чужой территории. Коррупция, естественно, негативно сказывается на инвестиционном климате, что особенно неприятно сейчас, во время кризиса. Мы в этой ситуации, разумеется, проигрываем, поскольку на место цивилизованной компании IKEA придут азиатские компании, в том числе китайские, качество продукции которых куда хуже. Это неприятная тенденция, так как коррумпированность местных властей делает Россию в целом непривлекательной для инвестиций западных стран. Что оттесняет нас к странам третьего мира.
Комментарии