Маршрут передвижения и марка автомобиля-провокатора — тайна. Неизвестно, происходит ли ее смена, ведь уже попавшие под проверку инспекторы ДПС могли бы рассказать о приметах автомобиля своим коллегам на постах. Сделать это мог бы и инспектор 5-го отдела ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУВД Москвы старший лейтенант Александр Птицын, уже попавшийся на требовании взятки. Инцидент произошел 1 апреля, и Птицын долго не мог поверить в то, что случившееся не розыгрыш его коллег.
В отношении Александра Птицына Хамовническая прокуратура возбудила уголовное дело. Теперь инспектору грозит от трех до семи лет лишения свободы.
Между тем опрошенные «Особой буквой» владельцы авто сомневаются в эффективности подобной меры. Общее настроение выразил автолюбитель Вадим Кузнецов: «Для того чтобы от данной инициативы был какой-то толк, необходимо выпустить на дороги не одну, а десятки машин с проверяющими, и не только в столице, но и во всех крупных российских городах. Заниматься этим должно особое подразделение. В противном случае инспекторы сами могут легко договориться с проверяющими и решить с ними все проблемы «на месте».
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Это уже не первый случай использования проверочных автомобилей на улицах Москвы. В рамках операции «Чистые руки» по борьбе со взяточничеством на дорогах такая мера использовалась при министре МВД Анатолии Куликове в конце 90-х годов. И тогда она продолжалась недолго, а пойманному инспектору грозило простое увольнение.
Теоретически покушение на взятку, которое имеет место в случае, когда подобный проверяющий сам предлагает деньги сотруднику ГИБДД, тоже преступление. Но если это сделано и согласовано с судом в рамках оперативного эксперимента, то речь может идти об уголовном преследовании инспектора-взяточника. Сегодня такому сотруднику ГИБДД грозит увольнение.
У взяточничества на дорогах глубокие корни, поэтому эта акция будет недолгой. От взяток рядовых сотрудников кормятся и их начальники, которым инспекторы отчисляют часть своей «прибыли». Начальники делятся с вышестоящими начальниками по цепочке.
Ситуация осложняется тем, что автолюбители не могут найти правового решения у мировых судей, которые разбирают дела о нарушениях правил дорожного движения. Мировые судьи принимают за основу показания сотрудников милиции. Моего знакомого лишили прав по сфабрикованным инспектором ГИБДД показаниям. Судья сказала, что все прекрасно понимает, но работает по установке, что сотрудники ГИБДД правы. Правового решения люди в судах найти не могут и предпочитают дать деньги прямо «на месте».
Эксперты в этой области говорят, что лишения прав на управление транспортным средством можно избежать за 50 тыс. рублей «на месте» или в суде, но уже за 90 тысяч.
Коррупция на дорогах — вопрос системный. А выезд автомобилей с проверяющими и другие подобные меры являются точечными. Такие люди не будут ездить по нашим дорогам постоянно, меняя машины и пугая инспекторов. К тому же с ними инспекторы действительно смогут договориться.
Попытки переломить ситуацию предпринимались многими. В частности Пронин навел относительный порядок в Курске когда отвечал за этот регион, но не более. Да и не может изменить ситуацию один чиновник, даже если он зам. министра, без законодательной базы. А отсюда и паспортистки которые в ГИБДД даже не числятся а официально работают на каком-нибудь автокомбинате и частные конторы которые изготавливают гос. номера, водительские удостоверения, паспорта и база для взяток и много еще чего. Сажать конечно можно, но неэффективно. Кроме точо что всех не пересажаешь, так еще и службы надо содержать которые этим занимаются.
Хм... На Украине, ГАИ, берёт наглее, меньше по суммам, но гораздо чаще чем на российских дорогах.