Так, неоднократно появлялась информация, что власти сносят жилые дома на территории, отданной под олимпийские объекты, выплачивая собственникам символические, несопоставимые с их реальной стоимостью деньги. Руководители строительства менялись уже несколько раз, а в прессе то и дело всплывали данные о серьезных хищениях.
Новый скандал разразился, когда в британской газете Sunday Times было опубликовано интервью с главой одной из бывших компаний-субподрядчиков «великой стройки-2014» «Москонверспрома» Валерием Морозовым.
Бизнесмен уверяет, что за получение тендера на работы крупный чиновник из Управления делами президента России вымогал у него взятку в размере 180 млн рублей. Как заявляет Валерий Морозов, взятку он дал, но тем не менее тендер у него забрали.
История началась в 2006 году, когда олимпийская заявка России на проведение зимних Игр 2014 года еще не была рассмотрена, но объекты в спешном порядке уже возводились. Морозов получил тендер на строительство жилого комплекса на 700 VIP-номеров на берегу Черного моря, в котором во время Олимпиады планируется разместить иностранных представителей.
Чиновник, ведавший тендером на строительство этого объекта, заместитель начальника Управления капитального строительства Управления делами президента Владимир Лещевский потребовал от бизнесмена 12 процентов стоимости контракта в качестве «отката», подчеркнув, что согласен на постепенную выплату денег.
Деньги выплачены были. Морозов передавал их Лещевскому в кабинете или в автомашине по частям в период с 2007 по 2009 год.
«12 процентов — это намного больше, чем обычно, но у меня не было выбора. Я должен был или заплатить, или распрощаться с контрактом, — цитирует Морозова британская газета. — В период с середины 2007-го по июнь 2009 года я платил ему почти 20 раз. Обычно я передавал деньги в сумке или небольшом портфеле в его офисе возле Кремля».
По факту вымогательства взятки бизнесмен обратился в правоохранительные органы. Его регулярные встречи с чиновником Управделами президента проходили порой под прицелом милицейских видеокамер и записывались на диктофон. Вместе с тем, несмотря на собранную доказательную базу, милицейское начальство распорядилось прекратить дело, а улики уничтожить — слишком высокопоставленным оказался предполагаемый преступник. После этого тендер на строительство объекта у Морозова забрали, а строительную технику конфисковали.
По словам Владимира Морозова, он настроен идти до конца, намереваясь добиться осуждения чиновника. В свою очередь, Лещевский заявляет, что все обвинения против него являются провокацией и ерундой. Он выдвигает встречные обвинения в адрес бизнесмена, называя его «разорившимся и жуликоватым деятелем». Чиновник утверждает, что заявления Морозова «не основаны на каких-либо фактах»: якобы еще год назад «Москонверспром» сорвал выполнение ряда обязательств по строительству олимпийских объектов в Сочи, и контракт с ним был расторгнут в судебном порядке.
Во вторник Лещевский сделал специальное заявление для прессы, в котором объяснил появление заявления Владимира Морозова желанием руководителей «Москонверспрома» избежать ответственности за нарушение контрактных обязательств по проектированию олимпийских объектов. По его словам, факты нарушений подтверждены решением арбитражного суда, который взыскал с компании 14 млн рублей убытков.
Информация о хищениях на олимпийской стройке обсуждается среди строительных компаний давно. В связи с хищениями упоминаются различные строительные фирмы из бывшей Югославии, которые числятся в документах субподрядчиками, по сути, занимаясь лишь «отмыванием» украденных денег. По слухам, заработанных на таких схемах денег «югославам» хватает на покупку целых отраслей собственной промышленности. Доходы же коррумпированных российских чиновников превосходят «югославские» в несколько раз. По мнению отечественных строителей, на возведение объектов идут лишь около 10 процентов выделяемых из бюджета средств.
Несмотря на колоссальные коррупционные убытки, Олимпиада в Сочи состоится в любом случае, даже если придется влить в стройку дополнительные деньги взамен украденных, считает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, первый зампред Центробанка России в 1995–1998 годах Сергей Алексашенко. «Руководство государства пойдет на все, чтобы провести Олимпиаду, даже если сумма, которую в итоге придется потратить, будет совершенно безумной», — уверен он.
Собственно, в этом сегодня мало кто сомневается. Да и не о том даже речь. История, рассказанная Владимиром Морозовым, ставит перед нами другой немаловажный вопрос: кто должен нести ответственность за весь тот, мягко говоря, бардак, который творится на олимпийской стройке? Бардак, который будет стоить стране миллиардов долларов, фактически выброшенных на ветер?
Юрий Иванов, экс-депутат Госдумы, разоблачающий коррупционные схемы в российском спорте, обращает внимание, что решение о проведении Олимпиады в Сочи принималось единолично Владимиром Путиным, занимавшим на тот момент президентский пост. Не было никакого обсуждения в Госдуме, Совете Федерации или Общественной палате.
«Нигде и никто вопрос Олимпиады, ее проведения в России не обсуждал. В отличие от Лондона, который тоже получил право проводить одни из ближайших Игр, у нас законодательная власть была поставлена перед фактом: появился Путин и объявил, что будет Олимпиада», — негодует политик. «Точно такая же ситуация вновь сложилась сегодня: власти хотят провести в России в 2018 году чемпионат мира по футболу».
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Глава Счетной палаты России не зря сказал в свое время, что контролировать расходы на олимпийской стройке нужно было на стадии обоснования трат. Когда проект обосновывается, тогда он и просчитывается. Контролировать стали только сейчас — выезжают и смотрят, как тратятся деньги. Но к настоящему моменту огромные средства уже зарыты в землю.
Поскольку Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпиады 2014 года в Сочи под честное слово Владимира Путина, будет сделано все, чтобы стройку удалось закончить в срок. Были в России времена, когда не жалели людей — теперь, чтобы не упасть в грязь лицом, не будут жалеть денег.
Еще одна беда олимпийской стройки в том, что ее контролируют люди из касты неприкосновенных — высшие чиновники, до которых коррупционные ниточки никогда не дотянутся в случае любого расследования, если таковое начнется.
Мероприятия, подобные олимпийской стройке, воспринимаются во власти в качестве кормушки и системы по «отмыванию» денег.
История с чиновником, о котором говорит бизнесмен Владимир Морозов, ничем не закончится. Иностранный запрос в российскую Генпрокуратуру относительно того, было ли заведено уголовное дело по факту упоминаемых взяток, пришедший в Россию еще 18 мая, остался без ответа, хотя должен даваться в течение 10 дней.
Коррупция превратила нашу страну в корпорацию. А чиновники — менеджеры этой большой корпорации.
Жаль, меня там нет !!!!
Вы утверждаете в пункте 2: «Воровали по крупному, нашим воришкам такие масштабы не снились. Разве что Ходорковскому».
Увас есть факты, подтверждающие утверждение в отношении Ходорковского. Не повторение вымыслов, а именно факты, которые можно проверить.
Уверен, что у вас их нет, как нет и у прокуроров, участвующих в процессе в хамсуде.
Благодарю.
Правильно, --- Кто у кормухи ---- тот и в дамках !!!
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Губернские очерки