А Б В Шрифт

Якеменко спонсирует только «Наших» и близкие им молодежные организации

Дмитрий Аграновский,

адвокат

И «Нашим», и почти «Нашим»

В течение последних трех лет подконтрольные Василию Якеменко молодежные организации получили из бюджета около 467 млн рублей.
И «Нашим», и почти «Нашим» 29 ноября 2010
Как выяснила газета «Ведомости», созданному главой «Росмолодежи» движению «Наши» в течение 2007—2010 годов по госконтрактам и в виде грантов было выделено 26 млн рублей. Остальные средства формально достались другим организациям. Именно что формально — в большинстве своем они созданы теми, кто стоял у истоков «Наших», продолжая в настоящий момент плотно сотрудничать с Якеменко.

 

По российским меркам 467 млн рублей, доставшиеся «Нашим» и близким им организациям, — весьма скромная сумма. Но это не так уж и мало, если сравнивать с тем, сколько за три года получили другие молодежные НКО. К примеру, «Молодой гвардии «Единой России» и подмосковному молодежному политико-экологическому движению «Местные» за тот же период и из тех же источников перепало всего 8 млн рублей.

Основная часть денег досталась близким к «Нашим» структурам по госконтрактам с Федеральным агентством по делам молодежи («Росмолодежь»), которое с момента его создания в 2008 году возглавляет Василий Якеменко. Бюджетное финансирование чаще всего получают три некоммерческие организации: фонд «Молодежная политика 2020», НКО «Национальный институт «Высшая школа управления» и «Здоровое поколение».

За два года своего существования фонд «Молодежная политика 2020» разжился девятью госконтрактами с «Росмолодежью» на общую сумму 185,6 млн рублей. Доверие Якеменко к этому малоизвестному фонду объясняется очень просто: одним из его учредителей является Артур Омаров, ныне возглавляющий аппарат «Наших». Широкой общественности Омаров известен как автор скандальной выставки в лагере «Селигер-2010» — именно он придумал посадить на колья кукольные головы с лицами оппозиционных политиков и правозащитников.

Институт «Высшая школа управления» был создан соучредителем «Наших» Марией Кислицыной и бывшим комиссаром «Наших», а ныне депутатом Государственной думы Сергеем Белоконевым. Сотрудничество с Якеменко принесло основателям НКО неплохие госконтракты на сумму в 113,5 млн рублей.

В свою очередь, люберецкая организация «Здоровое поколение» заключила с «Росмолодежью» три контракта на сумму в размере чуть более 60 млн рублей. Без «Наших» не обошлось и здесь: среди основателей НКО числится руководитель одного из отделений прокремлевского движения Роман Швырев.

Дружеские отношения с «Росмолодежью» и ее главой Василием Якеменко приносят «Нашим» не только государственное финансирование, но и авторитетных частных спонсоров. К примеру, работе форума «Селигер» — главного проекта всех упомянутых выше молодежных организаций — оказывали содействие такие компании, как группа «Онэксим», возглавляемая олигархом Михаилом Прохоровым, Mercedes-Benz Rus, Tupperware, KPMG, Siemens, Intel.

Почти все деньги, выделяемые государством движению «Наши» и родственным ему организациям, идут на обслуживание международного образовательного форума «Селигер». Популярность форума, впервые проведенного в 2005 году, постоянно растет, а вместе с ней и расходы на его содержание. Как подсчитали «Ведомости», проанализировавшие реестр госзакупок, стоимость мероприятия всего за несколько лет увеличилась примерно в 60 раз: с 1,5 млн рублей до более чем 100 млн рублей.

Немало средств идет на подготовку молодых кадров. «Спонсорами» здесь выступают Рособразования и Минобрнауки. К примеру, «Высшая школа управления» в 2007 году получила 14 млн рублей на «внедрение кредитно-модульной схемы подготовки при использовании дистанционных технологий обучения (на примере специальности «связи с общественностью)», «разработку и апробацию модели самостоятельной работы студентов при использовании дистанционных технологий обучения (на примере гуманитарных дисциплин)» и «разработку и апробацию модели подготовки кадров в области менеджмента на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений с использованием дистанционных технологий обучения». На те же цели институт получил финансирование в 2008 году, но уже в три раза больше — 41 млн рублей, и в 2009 году — всего 17 млн рублей.

Кое-что перепадает почитателям инновационных проектов, идеологам патриотического воспитания, организаторам различных акций и мероприятий, а также искателям молодых талантов.

На вопрос, почему именно «Наши» и их сподвижники получают больше половины государственных контрактов, пресс-секретарь Василия Якеменко Кристина Потупчик отвечает очень просто: дескать, у них больше всего опыта, самые оригинальные мероприятия и наиболее выгодные цены. И конкуренцию, уверяет Потупчик, никто не ограничивает: «Была плановая проверка Федеральной антимонопольной службы, замечаний нет», — говорит она.

Комментирует Дмитрий Аграновский, адвокат

Главное и единственное достоинство структур, подобных «Нашим», — лояльность начальству. Они преданы не конкретно Путину, Медведеву, Якеменко, а любому начальству. Именно с этой целью они и создаются.

«Наши» получают деньги, потому что они встроены в вертикаль власти. Кому же еще давать деньги, как не им? Для всех, кто находится вне этой вертикали, каналы финансирования пресекаются. Может быть, российские руководители так понимают гражданское общество: все, что лояльно, все, что в струе, — это гражданское общество.

Сегодняшняя власть в России — люди полувоенные. Они считают, что оппозиция не компонент демократического общества, непременно нужный и важный, а враг, которого уничтожают, если он не сдается. Поэтому те, кто демонстрирует свою лояльность, получают денежные средства, а те, кто показывает нелояльность, получают «дубинкой по башке». По-моему, было сказано, что их «отоваривают дубинкой по башке».

Пресса утверждает, что «Наши» были созданы для противодействия «оранжевой революции» в России. Но поскольку революции так и не произошло и не предвидится по определению, то каков смысл создания этих организаций, сказать сложно. Я не вижу в «Наших» никакого аналога пионерских отрядов или комсомольских дружин. Мне ничего не известно об их военно-спортивной или патриотической деятельности.

«Наши» — безусловно, абсолютно контролируемая организация с точки зрения чего-то серьезного. Кадровый состав организации неизвестен, но, судя по заявлениям в прессе, их надо контролировать, чтоб они не хулиганили.

Периодически название «Наши» мелькает в различных политических скандалах. Можно вспомнить их акцию на «Селигере», с куклами, изображающими некоторых общественных оппозиционных деятелей, которые были посажены на колья. Думаю, что специально деньги на подобные действия не выделяются. Скорее, это ретивость конкретных исполнителей, которые так понимают политическую борьбу.

Можно по-разному относиться к тем деятелям, чьи портреты топтали на «Селигере», но сама форма проведения такого протеста ужасна, неприемлема. Это дискредитирует власть. Однако раз деньги им продолжают выделяться, значит, государство считает, что они работают хорошо.

Такому неадекватному финансированию подконтрольных Василию Якеменко молодежных организаций можно только позавидовать. Конечно, лучше бы эти деньги направили на правовую реформу в стране или поддержку врачей и учителей.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.