Когда люди не знают, о чем говорить, они говорят о погоде. Как правило, погоду ругают, потому что если погоду похвалить, то разговор тут же и закончится. А вот ругать погоду можно бесконечно. Но разговор этот бесконечный так и останется пустым.
То же самое и в борьбе с коррупцией. Когда не знаем, что с ней делать, предлагаем ужесточить наказание. И я все жду, когда, наконец предложат отрубать взяточникам руку, а наиболее злостных коррупционеров расстреливать на площади. Почти китайский вариант. Впрочем, в самом Китае при жесточайших наказаниях за взятки коррупция достигла столь же жестоких масштабов. Значит, не помогает ужесточение?
Нет, не помогает. Потому что всякое наказание целесообразно только в случае неотвратимости. Да, у нас сажают чиновников за взятки. Но каких? Мелких и совсем меленьких. «Высоко в горах, не в нашем районе». Чем ближе к Москве, тем реже «посадки». Чем выше по вертикали, тем уникальнее случаи.
А статистику, конечно, можно собрать впечатляющую. Можно поймать сома, а можно вместо одного сома словить тысячу головастиков. И сказать, что тысяча — это в тысячу раз больше, чем единица. Вот какие мы классные рыбаки!
Если бы система борьбы со взятками была основана на реальном интересе к этой борьбе, то тогда жесткие наказания для посредников при получении взяток, суровые, «кратные» штрафы и преследование аж за тридевять земель — все это было бы отлично. Но поскольку система гнилая, то формальное ужесточение станет формальным поводом для увеличения «тарифов». Мол, ты же понимаешь, чем я рискую, поэтому то, что вчера стоило сто рублей, сегодня уже стоит двести, как доплата за вредность.
Я про борьбу с коррупцией писал уже столько, что трудно найти «свежие» слова. Тем более что ни черта же не меняется. А рецепт как был, так и остался простым: заберите полномочия у чиновников, отнимите у них возможность за деньги давать разрешения, которые положено давать бесплатно, — и по коррупции будет нанесен страшный удар.
Коррупция меньше именно в либеральных странах, где влияние государства — а стало быть, бюрократии — на экономические процессы минимально. А у нас оно максимальнее некуда. И те, кто сейчас станет бороться со взятками, сами в огромном большинстве благодаря взяткам свои посты и получили.
Получается, что чиновники должны сами себя высекать, да еще с особой строгостью. Ерунда же это, верно?
Тысяча первый кухонный рецепт: знал и не настучал — сообщник, прямого начальника попавшегося снимать с должности однозначно (если не доказано, что он сообщник). И тогда они сами друг друга перегрызут.