Идея премировать граждан за сотрудничество с силовиками прописана в новой антикоррупционной концепции по взаимодействию органов государственной власти и институтов гражданского общества. Документ, который разработан специальной рабочей группой под патронажем Министерства юстиции, в ближайшие дни направят в Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.
Чтобы получить премию за сотрудничество с силовиками, нужно будет дождаться вердикта суда. Какой точно процент сможет получить сообщивший о взятке, пока неизвестно.
Между тем опрос PricewaterhouseCoopers показал, что взяточничество стало меньшей проблемой для бизнеса в России. Всего 40 процентов респондентов столкнулись с экономическими преступлениями и пострадали от коррупции в 2011 году. В то время как в 2009 году в стране этот показатель был равен 48 процентам. По данным агентства, жертвами экономических преступлений, совершенных за последние 12 месяцев, признали себя 37 процентов компаний, которые сейчас работают в РФ, по сравнению с 71 процентом в 2009 году.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, заявил в интервью «Особой букве», что это международные нормы, которые мы должны реализовывать. К примеру, в США недавно были вынесены поправки в законодательство, согласно которым 10 процентов от возвращенной суммы достается законопослушным гражданам.
«Те данные, которые приводит опрос PricewaterhouseCoopers, конечно, глубочайшее заблуждение. Коррупция у нас в стране не результат каких-то экстремальных ситуаций, а результат избыточных функций государства и алчности чиновников. Избыточных функций меньше не стало, от алчности власти не избавились, а серьезного массового уголовного преследования коррупционеров как не было, так и нет», — считает наш собеседник.
Председатель Национального антикоррупционного комитета убежден, что на сегодняшний день идеология государственных служб — зарабатывать. «Поэтому говорить, что в России что-то изменилось, не приходится. У нас в стране бизнес с коррупцией мирится и живет с ней, потому что понимает, что по-другому нельзя. Коррупция является основой рыночных захватов, и она же имеет прямое отношение к бизнесу, поэтому не надо себя тешить неправдоподобными опросами», — призывает эксперт.
«Нужно понимать, что мы имеем в виду, когда говорим о возвращении денег в бюджет с помощью законопослушных граждан. Согласно законодательству, это деньги, которые поступают за счет штрафов за коррупционную деятельность с юридических лиц. Наша страна, к сожалению, пока не ввела административную ответственность для юридических лиц за коррупцию. Нет у нас и статьи о незаконном обогащении, из-за чего мы не может арестовывать большие активы, то есть значимые суммы. Сам механизм, который хочет запустить Минюст, правильный. Но как он будет работать, не ясно», — в заключение сказал Кирилл Кабанов.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов
Как бы этих «правдоискателей» не пришлось бы искать после на кладбищах
под холмиками с номерками?