Итак, на оставшиеся от бюджета 30 процентов мы собираемся крепить оборону, строить дороги, развивать промышленность, медицину и образование и проводить лучшую в мире олимпиаду. Если ситуация в ближайшее время кардинально не изменится — дело пахнет тотальной катастрофой».
Прочитал ли письмо Макаревича Путин — неизвестно. Но есть все основания полагать, что то самое меньшинство, которое кормится от откатов, прочитало и сделало надлежащие выводы. А за выводами последовали и «оргвыводы», как это называли при советской власти. Письмо было опубликовано днем 6 августа; на следующий день с утра сайт «Московского комсомольца» долгое время не загружался.
Макаревич не открыл Америку: откаты стали обыденным явлением. Добавим, что они бьют по карману не только «проклятых буржуев», но и простого трудового народа, потому что «буржуи» вынуждены закладывать откаты в розничные цены. И это лишь одно из негативных последствий системной коррупции.
Можно ли преодолеть коррупционную традицию в России и как с этим обстоят дела в других странах — эти вопросы мы задали экономисту и предпринимателю Дмитрию Потапенко.
«Откаты в зависимости от сферы могут достигать от 30 до 60 процентов, но 60 — это редко, — сказал наш собеседник. — В некоторых отраслях откат составляет процентов десять».
По словам Потапенко, откат — это чисто российское явление. Во всяком случае, среди государств, претендующих на звание цивилизованных, Россия в данном случае уникум.
«В других странах не пилят бюджет, а чиновники не бизнесмены. Не в том смысле, что они не приходят из бизнеса, а в том, что у нас государственная служба — это бизнес. До тех пор, пока госслужба будет являться бизнесом, говорить о том, будто откаты являются чем-то удивительным, — это глупо. Я сейчас нахожусь в Болгарии, и практически любой госслужащий этой страны — человек преклонного возраста, который работает за социальные гарантии. То же самое в Чехии: госслужащие — бабушки, тетушки, молодежи мало. У нас же все наоборот. Подарки чиновникам в этих странах — да, бывают, но в российском понимании назвать это откатами язык не поворачивается».
На Западе, отметил Потапенко, нет традиции злоупотребления служебным положением. Он привел в качестве примера нового французского президента Франсуа Олланда, который поехал в отпуск на обычном поезде, и президента корпорации Apple Стива Возняка, которого журналисты встретили в очереди за новым айфоном.
В России же коррупция и всевозможные злоупотребления не вызывают массового отторжения — наоборот:
«Я написал статеечку в «Секрет фирмы» — «Бюджет нашей семьи из четырех человек — 42–46 тыс. руб. в месяц». Советую пробежаться по комментариям. Много комментариев в таком духе: ну что за дебил, живет на какие-то 50 тыс. в месяц! Надо пилить, надо наживаться! Коррупция народом приветствуется», — констатирует наш собеседник.
Что же касается государства, то государство как институт в России, по мнению эксперта, отсутствует: «Мы производим пар, гоняем туда-сюда деньги, проедаем доходы от нефти. Государства давно уже не существует, существуют кланы, которые рубятся за деньги».
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов
Комментарии