Обнаруженная недвижимость — квартира площадью 80 квадратных метров с террасой — находится в курортном городе Торревьехо в центре курортной зоны Коста-Бланка на берегу Средиземного моря. Апартаменты состоят из гостиной, столовой, кухни, двух спален и ванной.
Журналисты «Новой», подтверждая свои слова о том, что эта квартира действительно принадлежала супруге Бастрыкина Александровой, ссылаются на письмо налогового управления провинции Аликанте в ее адрес. В нем испанские налоговые органы предупреждают Александрову о том, что она должна заплатить муниципалитету Торревьехи 193 евро налога на недвижимость, который должен был быть заплачен в октябре 2008 года.
Не найдя упоминания про испанские «хоромы» в декларациях Александра Бастрыкина, который, являясь госслужащим, обязан обнародовать всю недвижимость, принадлежащую ему и членам его семьи, корреспонденты обратились напрямую к Ольге Александровой с просьбой прояснить ситуацию, но получили отпор.
Узнав о цели звонка, пишет «Новая газета», Александрова сразу поинтересовалась: «Ко мне какие вопросы?»
— Вопрос один: почему эта недвижимость не указывалась в декларациях Александра Ивановича Бастрыкина?
— А у вас есть документы, что у меня есть недвижимость?
— Да.
— Ну, тогда публикуйте, пожалуйста. Я вообще ничего не должна комментировать. Вы же знаете закон «О средствах массовой информации».
Впрочем, из опубликованных в «Новой» материалов не следует однозначного вывода, что Ольга Александрова, владевшая квартирой, — супруга главы СКР, а не ее тезка. Не удалось изданию и прояснить ситуацию непосредственно в Следственном комитете: запрос журналисты направили до того, как выяснилось, что квартира более не находится в собственности Александровой, потому спрашивали о наличии недвижимости в Испании в настоящее время. Ответ последовал ожидаемый:
«По вашему запросу о возможном владении моей супругой недвижимостью в Испании поясняю, что она не соответствует действительности, это может быть подтверждено документально. Никаких объектов недвижимости, как в Испании, так и вообще за пределами Российской Федерации, в собственности у моей супруги нет».
Это уже второй скандал с недвижимостью Александра Бастрыкина. Ранее Алексей Навальный обвинял его в покупке квартиры в Чехии, для чего главный следователь даже получил вид на жительство в этой стране. Чешское имущество также не фигурировало в декларации руководителя СКР. Сейчас он утверждает, что у него была лишь долгосрочная виза, а квартиру он покупал, когда еще не был госслужащим.
Кроме того, имел место «лесной скандал» с участием Бастрыкина, когда тот якобы вывез журналиста «Новой газеты» Сергея Соколова в лес, угрожая ему расправой. Однако конфликт был на удивление быстро погашен обеими сторонами.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов отмечает, что в российском законодательстве предусмотрена только дисциплинарная ответственность для чиновников, которые не соблюдали правила декларирования своего имущества и доходов, а также доходов своей семьи. За подобные деяния чиновник может отделаться, например, выговором, а может быть и уволен. «При этом меру ответственности определяет работодатель», — говорит собеседник «Особой буквы».
Он напоминает, что по закону «О Следственном комитете Российской Федерации» председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности президентом.
«Если бы у нас была модель, при которой все подчиняется не только одной фигуре, и не было бы ручного управления, то банально сработал бы механизм закона, — подчеркивает Кабанов. — Поскольку механизма закона нет, новый скандал с Бастрыкиным закончится также ничем, как и предыдущие разгоравшиеся вокруг него. В случае возбуждения проверки сведений, опубликованных «Новой газетой», Генпрокуратура должна будет направить запросы, в том числе международные. Но международные запросы, как правило, не выполняются, пока нет уголовного дела», — констатирует Кирилл Кабанов.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии