У российской экономики несварение желудка
На страну льются нефтедоллары, но государство не готово их тратить ни на модернизацию экономики, ни на повышение уровня жизни населения, так и не наладившейся после Катастрофы 1991 года.
Вместо этого деньги России в виде резервов Центробанка, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния поддерживают экономику США и Евросоюза либо замораживаются в госбюджете и бюджетах госкорпораций (в отношении которых существуют серьезные подозрения в коррупции). Государство демонстрирует нежелание не только направлять развитие экономики, но и решать наиболее насущные ее проблемы, включая нарастающую нехватку инфраструктуры и тотальный произвол монополий.
Результат — рост внутреннего неблагополучия — и экономического, и социального — на фоне исключительно комфортных внешних условий.
Инфляция вышла из-под контроля
Даже официальный уровень инфляции (заниженной, по ряду оценок, в 2,5-3 раза) составил за январь-май 7,7%. Представить, что за оставшиеся семь месяцев инфляция составит 0,7% (чтобы за год уложиться в первоначальный официальный прогноз 8.5%) — невозможно, что она не превысит 3,0% (чтобы уложиться в сегодняшний не менее официальный прогноз в 10,5%) — крайне сложно.
О качестве прогнозов правительства в целом можно судить по тому, что бюджет-2008 пришлось пересматривать уже в январе, ибо его базовые параметры не имели отношения к реальности.
Уже довольно давно эти прогнозы служат всего лишь обоснованием «политики ничегонеделания» и отказа от модернизации. Нам рассказывают сказки про нефть, которая вот-вот обесценится, хотя даже Мировое энергетическое агентство официально признало, что при сохранении нынешних тенденций в мире через 10 лет возникнет острая физическая нехватка энергоносителей.
В итоге т.н. «аппарат прогнозирования» производит всего лишь пропаганду, которая не только обманывает общество, но и лишает государство адекватности.
После отмены «замораживания» цен на несколько товарных групп (именно во время его «действия» цены на хлеб подскакивали в ряде городов на 40-60% за несколько дней) антиинфляционная политика государства свелась к ограничению роста денежной массы и укреплению рубля для удешевления импорта.
Оба эти направления не связаны с главной причиной инфляции — с повсеместным произволом монополий, в основном торговых. Бороться с ними трудно, а порой и опасно; борьба требует раскрытия структуры издержек монополистов, что политически невозможно для правящей бюрократии, так как раскроет картину реальных масштабов коррупции и силового рэкета.
Ряд официальных лиц, пытаясь в очередной раз отвлечь общество от реальности, уже объявил российскую инфляцию «импортной».
Да, рост мировых цен на продовольствие бьет и по России, руководству которой все недосуг взяться за развитие сельского хозяйства на деле, а не на словах (с 1990 года — последнего перед Катастрофой — сельхозугодия сократились более чем в 1,7 раза!)
Но масштабы «импортной инфляции» отнюдь не столь велики, как стараются нам объяснить виновные в ее шокирующем и длительном росте (по неофициальным оценкам официальных лиц, в 2008 году она достигнет 14%!). Росстат нечаянно, но доказательно разоблачил высокопоставленных чинуш от экономики: сопоставив российскую инфляцию с европейской (а ЕС тоже страдает от удорожания продовольствия), он убедительно показал, что «мировой вклад» — это меньше четверти роста цен.
Источник: Росстат.
С «продовольственной» инфляцией действительно можно бороться, стимулируя дешевый импорт, в том числе и укреплением рубля. Однако этот импорт не должен подрывать восстановление российского сельского хозяйства (иначе мы станем заложниками мирового рынка и жертвой очередного витка мировых цен на продовольствие), а его стимулирование должно сопровождаться сдерживанием монополий (иначе выгода от его удешевления достанется не потребителю, а посреднику-монополисту).
Правительство богатых не будет защищать бедных
Ускорение инфляции в основном вызвано ростом цен на продовольствие. Даже по официальным данным, удорожание минимального набора продуктов питания (так называемая «инфляция для бедных») в 2007 году составило 22.3%, в 1,9 раза превысив общую инфляцию (11.9%), а за январь-апрель 2008 года — 14.9%, превысив официальную инфляцию (6,3%) уже в 2,4 раза.
В результате с осени 2007 года рост реальных доходов россиян — не только нищих и бедных, но и среднего класса — шедший на протяжении всех 2000-х годов, сменился снижением.
Наиболее острым оказалось положение 12% нищих россиян, испытывающих, по данным центра Левады, нехватку денег на покупку еды. Удорожание жилищно-коммунальных услуг и лекарств делает их положение угрожающим, что уже вынудило ряд губернаторов (включая В.Матвиенко) всерьез обсуждать вопрос о введении продовольственных талонов — квазиденег, выдаваемых нуждающимся и принимаемых специальными магазинами в оплату определенных видов продовольствия.
Это наиболее разумный и экономный вариант целевой помощи бедным, широко применяемый в тех же США. Талоны хороши еще и тем, что позволяют при необходимости стимулировать развитие тех или иных отраслей: их можно принимать в оплату не всех товаров, а только каких-то определенных товарных групп — например, только отечественной продукции (или не всех видов мяса, а только говядины).
Однако в России их появление маловероятно, причем даже не потому, что они потребуют оздоровления систем госуправления и торговли (иначе злоупотребления с ними будут чудовищны даже по нынешним меркам), а по чисто рекламным причинам. Ведь введение аналогов хорошо памятных россиянам карточек обнажит ложь официальной пропаганды, на все лады рассказывающей нам о процветании путинской России и о том, как она «поднимается с колен».
Дорогой бензин не улучшит езду
В апреле розничная цена бензина подскочила больше, чем за весь I квартал, — на 4,3% (с начала года — на 7,6%), а за 26 дней мая — еще на 3,0%. Причины — рост мировых цен на нефть, который российские монополисты используют в качестве предлога для повышения внутренних цен, и нарастающее снижение добычи российской нефти (на 0,3% в январе-апреле, в том числе на 0,7% в апреле 2008 года.
Об отчаянии властей свидетельствуют слова вице-премьера Сечина о необходимости «сохранить» (не нарастить, а именно сохранить!) достигнутый объем добычи нефти, и намерение премьера Путина снизить налогообложение нефтяных компаний, чтобы таким образом стимулировать их если не к удешевлению, то хотя бы не такому быстрому удорожанию бензина.
Понятно, что монополист не будет снижать цену ни при каких обстоятельствах, и эксперименты по снижению и даже отмене налогов (например, налога с продаж) доказали это весьма убедительно. Игнорирование этого Путиным свидетельствует не только о безграмотности, но и бессилии правящей бюрократии.
По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, 6% экономически активных россиян в трудоспособном возрасте, активно пользующихся Интернетом и владеющих автомобилем, уже прекратили использование личного автотранспорта из-за удорожания бензина; среди россиян с месячным доходом ниже 10 тыс.руб. эта доля составила 10%.
Однако надеяться, что это приведет хотя бы к существенному сокращению пробок, не приходится. С одной стороны, причина дезорганизации дорожного движения — не только рост численности машин, но и разложение регулирующих его служб, и отсутствие цивилизованных стоянок для машин, и огромные потоки транспорта (в том числе грузового) в расположенные на транспортных магистралях торговые центры. С другой, россияне в целом не имеют приемлемой альтернативы личному автотранспорту: общественный транспорт, как правило, деградирует, и даже в Москве многие вынуждены пользоваться личными автомобилями просто в силу перегруженности метро и сложившейся в нем криминогенной ситуации.
Если же цена бензина все же окажется достаточно высокой для этого, она сама по себе испортит все удовольствие от относительно свободной езды.
Падение цен на жилье
останется мечтой
Многочисленные скоропалительные обещания резкого падения цен на недвижимость к концу этого года представляются вполне безосновательными.
Да, действительно, в Москве и ряде крупных городов наблюдается наглядное превышение предложения над спросом. В рекламе на одно объявление о покупке приходятся десятки объявлений о продаже; многие владельцы «инвестиционных» квартир и офисов хотят «выйти в кэш» — и не могут. При этом ввод жилья в строй упал в Москве в первом квартале 2008 года на 39,5%: это результат не только исчерпанности свободного места, но и реакции строительных компаний на падение реальных доходов среднего класса из-за скачка инфляции и роста стоимости ипотеки из-за мирового финансового кризиса.
Однако такое положение складывается не впервые. Московский рынок недвижимости уже несколько раз замирал на очередной «точке равновесия» и, привыкнув к ней, через некоторое время возобновлял рост.
И монополизм и большой «запас прочности» — лишь оперативная, тактическая причина сохранения высоких цен при превышении предложения над спросом.
Стратегическая причина в том, что жилье по-прежнему является в нашей стране единственным общедоступным и относительно на-дежным инвестиционным товаром. И недвижимость нескольких крупных городов и курортных зон (в первую очередь Москва, а также Санкт-Петербург и Сочи) «собирает» средства, которые зарабатывает вся страна.
При этом конкуренция с недвижимостью в других странах относительна — обеспеченные россияне будут покупать там «курортное» жилье, но основную часть времени они все равно намерены проводить в России — и, значит, жилье для себя и своих близких все равно будут покупать здесь, поддерживая заоблачные цены.
Цены на жилье могут упасть лишь при действии хотя бы одного из трех факторов. Первый — удешевление нефти, лишающее Россию «нефтегазовой подушки», способной, несмотря на дурное управление, превратить нашу страну в «тихую гавань» в мировом финансовом кризисе (пока ситуация не стабилизировалась, наблюдаются своего рода «качели»: в III квартале прошлого года чистый приток частного капитала сменился чистым оттоком в 1,0 млрд. дол., в IV квартале возобновился приток, составивший 20,8 млрд., в I квартале 2008 года чистый отток вырос до 22,8 млрд., а в первые два месяца II квартала вновь наблюдается значительный чистый приток капитала). В ближайшее время снижения цен на нефть ждать не приходится.
Второй фактор удешевления жилья — массовый отток капитала из России, который маловероятен, так как Россия остается (во многом благодаря нефти и газу) наиболее привлекательным и понятным объектом инвестирования для мировых капиталов. Конечно, удешевление жилья в США и Европе (продать московскую квартиру, чтобы купить десять в США и безбедно жить на оставшуюся разницу, возможно уже сегодня) приведет к определенному оттоку российских денег, но на общем фоне он представляется незначительным.
Третья возможная причина удешевления жилья — начало реальных действий российского государства по решению жилищной проблемы: массовое строительство с развитием инфраструктуры, создание и восстановление разрушенных населенных пунктов вокруг новых заводов и других объектов экономической активности (которые тоже в основном придется создавать). При нынешней правящей бюрократии это представляется невозможным.
Таким образом, ждать удешевления недвижимости до конца года вместе с разного рода астрологами от экономики, конечно, можно, но вот дождаться — нельзя.
Гниение государства убивает экономику
Причина экономических проблем, обостряющихся в небывало благоприятных условиях, — полное бездействие либо вредоносная активность правящей бюрократии.
Соседние Китай и Евросоюз каждый на свой лад весьма убедительно показывают нам, что, хотя есть проблемы, решить которые «прямо сейчас» действительно нельзя, нет проблем, которые нельзя было бы решать, добиваясь их постепенного смягчения.
Наша беда не в объективных обстоятельствах и не в собственной глупости. Наша беда — мотивация правящей бюрократии, превратившей государство в инструмент личного обогащения, в основном коррупционного, в подлинную «фабрику миллионеров» (если не миллиардеров), и убедившей себя в том, что так и должно быть.
Эгоистическое стремление исключительно к личному потреблению (как материальному, так и символическому) в сочетании с полной безнаказанностью делают правящую бюрократию фактором, разрушающим Россию.
Переломить эту ситуацию до того, как она доведет дело до системного кризиса, повидимому, нельзя.
Поэтому в текущем году гниение России будет продолжаться. |я|
Комментарии