В конце июня глава Департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи сообщил, что крупнейшие московские перевозчики — Мосгортранс и метрополитен — могут быть объединены в госкорпорацию с уставным капиталом в 50 млрд долларов. Основной целью этого слияния станет дальнейшее развитие объединенной компании в мощнейшую транспортную структуру.
В ответ глава метрополитена Дмитрий Гаев саркастически заметил, что объединение Мосгортранса и Московского метрополитена в единую госкорпорацию будет не более жизнеспособным, чем слияние Большого театра с макаронной фабрикой. Остроту дискуссии придает то, что в условиях кризиса из-за снижения пассажиропотока в этом году Московский метрополитен недоберет около 3 млрд рублей. Что приведет к сокращению программы по развитию метро примерно на треть. При этом все возможности повышения тарифов на общественном транспорте уже исчерпаны.
Комментирует Михаил Хазин, экономист
На самом деле это вопрос тонкий. Реорганизация метрополитена имеет сложную историю. При советской власти он был в составе МПС и только в процессе перестройки стал сначала муниципальным, а потом и государственным унитарным предприятием. О необходимости его реформирования с целью удешевления услуг, которые монополисты сейчас оказывают жителям города, говорят давно. В настоящее время работа метрополитена и других ГУП вызывает нарекания из-за перекрестного софинансирования, непрозрачных схем распределения заказов и выполнения функций, которые относятся к полномочиям органов государственной власти.
Теперь хотят создать открытое акционерное общество «Московский транспортный холдинг», который будет полностью принадлежать правительству Москвы. С одной стороны, это может позволить метрополитену направить часть прибыли на собственное развитие и тем самым снизить издержки по оказываемым услугам. С другой стороны, бюджет освободится от обязанности дотировать это предприятие в случае неэффективности его работы или неэффективного госрегулирования его тарифов.
Понятно, что Гаев против, ведь начальником новой госкорпорации он, скорее всего, не станет. А ему хочется сохранить свою независимость во что бы то ни стало. Но оценивать метрополитен с точки зрения самого метрополитена будет неправильно. Его нужно оценивать прежде всего с точки зрения эффективности всего транспортного комплекса города. Само метро, безусловно, явление позитивное, даже если несколько убыточное. С этой точки зрения объединение имеет смысл. В общем, в некотором смысле все упирается в детали: как именно будет функционировать гипотетическое объединение, какие перед ним будут поставлены цели и задачи.
Комментарии