В середине недели состоялся первый раунд американо-китайского диалога по стратегическому и экономическому сотрудничеству. Интерес Москвы к этим переговорам обусловлен сомнениями Кремля в экономической состоятельности Вашингтона. Долги Соединенных Штатов настолько велики, что российское правительство вынуждено инициировать поиски новой резервной валюты.
Прошедшие на минувшей неделе двусторонние переговоры между США и Китаем в рамках программы стратегического и экономического сотрудничества были направлены на урегулирование широкого круга проблем. Однако плодотворного диалога не получилось. Американцы обвинили Пекин в искусственном сдерживании курса юаня, который стимулирует китайский экспорт. КНР, в свою очередь, выразила обеспокоенность судьбой своих активов, резонно считая, что американские облигации, в которые Китай вложился на 800 млрд долларов, в ситуации кризиса могут значительно обесцениться.
Впрочем, несмотря на противоречия, по ряду вопросов позиции двух стран схожи. Прежде всего и США, и Китай заинтересованы в сохранении стабильности американской национальной валюты. По словам профессора Стенфордского университета Рональда Маккинона, «китайцы увязли в поддержке доллара через скупку американских долговых бумаг, но если они уйдут с этого рынка, юань ждет резкая ревальвация, что серьезно ударит по китайскому экспорту».
Комментирует Андрей Островский, доктор экономических наук, проректор Института Дальнего Востока РАН
Подводить итоги первого тура «Стратегического и экономического диалога» между США и Китаем еще рано. По крайней мере до тех пор, пока страны не подписали совместного документа или меморандума.
Главным результатом этой встречи стало то, что впервые высокие договаривающиеся стороны пришли к выводу о необходимости согласования стратегий развития экономики. Таким образом, апрельскую договоренность о проведении объединенных переговоров можно считать выполненной.
Многие надеялись, что США и Китай смогут наконец преодолеть давние политические разногласия, найти компромисс по многим вопросам. Но до тех пор, пока страны не договорятся о будущем Тайваня — точнее, о возвращении острова под юрисдикцию КНР, — на это не стоит рассчитывать.
США обвиняют Китай в искусственном занижении курса юаня, китайцы сомневаются в платежеспособности США. Казалось бы, тупик? Не тут-то было. За эти американские долги Китай выкупит у США Тайвань. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Скорее всего, сделка состоится в момент осознания тайваньским народом своей зависимости от экономики КНР.
В любом случае всему миру, и России в том числе, остается только следить издалека за тем, как две гигантские экономики решают судьбу доллара. Нашего участия здесь не просматривается.
Комментарии