Новая попытка, по мнению большинства экспертов, также вряд ли увенчается успехом, как и четыре предыдущие. ЦБ начал опускать ставку в апреле, мае, июне и июле, при этом шаг был 0,5 процента. Между тем ставка рефинансирования является главнейшим инструментом кредитной политики государства — с ее помощью фактически регулируется объем кредитования, а стало быть, и активность самой экономики. Но это закон рыночной экономики, у нас пока все идет не по закону.
Официальная статистика ЦБ утверждает, что при понижении ставки рефинансирования происходило нелогичное сокращение объемов кредитования: в марте сумма кредитов оценивалась в 20,56 трлн рублей, а в июне уже 19,88 трлн. При этом самым пострадавшим от такой банковской политики оказалось промышленное производство, объемы кредитования которого сократились на 300 млрд рублей. Впрочем, население тоже в числе пострадавших: кредитование физических лиц во втором квартале сократилось на 200 млрд рублей.
Конечно, банки боятся рисков — в последнее время резко возросла просрочка платежей. С другой стороны, спрос на кредиты под такие грабительские проценты резко снизился. И все же, по мнению экспертов, одним из главных условий по оживлению российской экономики должно стать снижение ставки рефинансирования. По самым смелым прогнозам, к концу года ЦБ снизит ставку до 10 процентов.
Справка «Я»
Крупнейшие Центробанки мира в ходе нынешнего кризиса понизили ставки рефинансирования до рекордно низких уровней. К примеру, Федеральная резервная система США установила ее в диапазоне 0—0,25 процента. В Японии ставка составляет 0,1 процента, а в Евросоюзе — 1 процент.
Комментирует Валерий Карпов, директор Всероссийского заочного института экономики (Омск)
Сейчас изменения на один-два процента ставки рефинансирования практически незаметны, потому что большинство промышленных предприятия России находится в очень тяжелом положении и попросту не кредитуется. Думаю, лишь через пару месяцев появятся очертания перспектив российской экономики. Вот тогда и стоит ожидать оживления на рынке, тогда и кредитные институты зашевелятся.
Впрочем, банкиры тоже прекрасно понимают, что кредитование под 17—18 процентов могут позволить себе далеко не все. Поэтому они сами стали сбрасывать ставки до 12—14 процентов годовых. Правда, такие сделки пока не афишируют. И такая таинственность объяснима: при снижении процентных ставок количество заемщиков резко не увеличивается, это процесс очень долгий. Да, клиентами банков остаются промышленники, которым просто некуда деваться — они вынуждены брать кредиты, чтобы сохранить производство. Но мелкий и средний бизнес денег у банков не одалживает — сидит и ждет, когда станут понятны собственные перспективы.
Величина ставки рефинансирования будет зависеть от усилий ЦБ и реакции рынка на эти усилия. Иными словами, ситуация в экономике у нас сейчас, как на новом базаре: и продавцы, и покупатели пока только прицениваются, присматриваются друг к другу. Впрочем, это и есть рыночные отношения. Правда, пока — очень примитивные.
Комментарии