Новая версия закона позволяет компаниям-должникам отсрочить процедуру банкротства на пять лет. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением о введении на предприятии режима финансового оздоровления. Причем план финансового оздоровления не обязательно согласовывать с кредитором. Суд примет сторону неплательщика даже в том случае, если с этим не согласны более половины кредиторов, но административный управляющий компании под свою ответственность докажет законность и осуществимость реабилитационного плана.
Помимо этого законопроект вводит мораторий на взыскание долгов заявителя во время банкротства. Ему даже не потребуется предоставить суду банковскую гарантию платежеспособности. Кроме того, возможен вариант списания части задолженности и даже обмен ее на акции компании.
Впрочем, самые заметные изменения касаются холдингов. В законе должны появиться разделы о банкротстве компаний, входящих в одну группу. Минэкономразвития предлагает, чтобы подобные дела велись одним судом в рамках одного процесса. Теперь в отношении компаний группы могут устанавливаться общие процедуры наблюдения и финансового оздоровления, осуществлять которые сможет единый арбитражный управляющий.
По мнению разработчиков законопроекта, новые правила банкротства соответствуют стандартам Европейского союза. Это позволит компаниям, набравшим заимствования на западном рынке, избежать финансового краха.
По оценкам экспертов, в настоящий момент в предбанкротном состоянии находятся: ЗАО «Связной» (налоговые претензии — 2,7 млрд рублей), ЗАО МИАН, ООО «Эльдорадо» (претензии — свыше 13 млрд рублей), ООО «Сониквай» (претензии — около 1,2 млрд рублей), компании сети «Арбат Престиж» (долги свыше 5,3 млрд рублей), ООО «Самохвал» (долги около 5 млрд рублей).
Комментирует Сергей Панкратов, политолог
Как только в прессе появилась первая информация об этом законопроекте, тут же все стали говорить, что он выгоден олигархам. Чуть ли даже не лично Олегу Дерипаске. Всем известно, что его бизнес по уши в долгах — сумма долга достигает 30 млрд долларов. Якобы он даже обращался к президенту с просьбой скорректировать законодательство о банкротстве.
Определенная логика в этом есть. Дерипаске и всем другим нашим крупным бизнесменам трудно выплачивать многомиллиардные кредиты. А новый закон дает им пятилетнюю отсрочку — время, чтобы мобилизовать активы и вывести бизнес из кризиса.
На мой взгляд, не стоит возмущаться и обвинять государство в пособничестве олигархам. Не забывайте, что на предприятиях того же Дерипаски работают тысячи простых россиян. Что будет с ними, если его бизнес обанкротят, а кредиторы выкачают свои деньги? Так что в каком-то смысле закон спасает людей от безработицы и нищеты.
Еще один важный вопрос: чьи интересы находятся в большем приоритете — кредитора или должника? Согласно логике капитализма, «правда» на стороне кредитора. Но правильно ли это в условиях кризиса? Думаю, что нет. Банкротство в большинстве случаев приводит к ликвидации предприятия, что наносит серьезный удар по экономике России: уничтожается отечественное производство, государство недополучает налоги, растет безработица. Поэтому власти встают на защиту должника, чтобы он смог сохранить свой бизнес. Главное здесь не перегнуть палку. А то банки в какой-то момент перестанут вообще давать кредиты.
Комментарии