Причиной для столь резкого выпада в сторону ФАС стал второй антимонопольный пакет законов, принятый в августе этого года.
Отношения ФАС и РСПП испортились около года назад после нагоняя от премьера за необоснованный рост цен на нефтепродукты. Неоднократные предписания антимонопольного ведомства о снижении цен нефтяники игнорировали, хотя суды первой и второй инстанций поддержали решения ФАС о многомиллионных штрафах.
Терпение у руководителя ФАС Игоря Артемьева лопнуло, и он продавил через правительство и Госдуму принятие второго антимонопольного пакета законов (мы писали об этом здесь и здесь). Главным в нем стала борьба с картелями. Кроме того, с августа 2009 года за нарушение антимонопольного законодательства была введена уголовная ответственность.
Эксперты РСПП уверяют, что новые поправки не решают проблемы, а лишь максимально расширяют полномочия ФАС. В этой связи специалисты предлагают рассмотреть возможность разделения функций по законотворчеству и правоприменению в области антимонопольного регулирования, с тем чтобы указанные функции выполнялись разными органами государственной власти.
Антимонопольная служба категорически не согласна с такой трактовкой. Глава правового управления ФАС Сергей Пузыревский заявил: «Инициативой обладает не ФАС, а правительство, закон принимает Госдума. Мы лишь высказываем предложения с учетом правоприменения. Но от своего права предлагать мы отказываться не намерены».
Комментирует Михаил Краснов, доктор юридических наук
Законодательной инициативы у Федеральной антимонопольной службы не было и нет. Это прерогатива правительства. Главное в этом споре то, что не срабатывает система управления.
ФАС не должна касаться нормотворчества. Такие законодательные коллизии происходят потому, что Госдума у нас является формальной. Как ей скажут из правительства, так она и проголосует. А ведомство кроит под себя законы. Это ненормально, и ответственность за такие решения ложится на кабинет министров.
Я не перекладываю вину на законодательную и исполнительную власти, поскольку у нас за все сейчас несет ответственность только премьер. Именно он выстроил нынешнюю систему взаимоотношений ветвей власти, которая, по-видимому, его вполне устраивает. Значит, ему и отвечать за последствия.
Этот спор олигархов и антимонопольного ведомства закончится так, как договорятся бюрократы в своих закрытых от посторонних глаз кабинетах. Прогнозы при такой системе строить бессмысленно.
Комментарии