На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

25 декабря 2024

Экономика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Проблема обеспечения безопасности в угольной отрасли

Иван МАХНАЧУК,

председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности

КУХАРКА МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ. НО НЕ УГОЛЬНОЙ ШАХТОЙ

Одной из причин роста числа аварий на российских шахтах является то, что нынешнее руководство угольных компаний умеет делать бизнес, но слабо разбирается в организации производства и уж тем более в вопросах безопасности рабочих.
КУХАРКА МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ. НО НЕ УГОЛЬНОЙ ШАХТОЙ 25 октября 2010
На протяжении полутора месяцев весь мир следил за историей спасения 33 чилийских горняков, чудом оставшихся живыми после обвала породы. Их вызволение из подземного плена без преувеличения стало событием международного масштаба. И только в России трагедия в Чили осталась практически незамеченной. Еще бы, ведь аварии на шахтах, приводящие к гибели десятков людей, в нашей стране, к сожалению, давно стали нормой. Примером является взрыв на «Распадской» — прошло пять месяцев с момента трагедии, а многие россияне о ней уже забыли. Просто потому, что привыкли…

После реструктуризации угольной отрасли в середине 1990-х — начале 2000-х годов во главе многих российских шахт и целых угольных компаний оказались непрофессионалы. Среди генеральных директоров предприятий отрасли можно встретить и командиров подводных атомных лодок, и военных летчиков, и врачей.

Но процесс депрофессионализации затронул не только управленческое звено. На месте рухнувшей при распаде Советского Союза системы подготовки кадров так ничего и не было создано, и сегодня отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных рабочих, техников, инженеров. Без решения этой проблемы трудно ожидать уменьшения числа аварий на шахтах, не говоря уже о переходе к инновационным технологиям.

В продолжение темы, начатой Иваном Махначуком в материале «Цена угля — любой ценой»

Иван Махначук, состояние российской угольной отрасли, ч. 3

Конечно, мы потеряли школу подготовки кадров — и, наверное, не только в угольной отрасли, но и в России в целом. В советский период существовала система, когда — я смею утверждать это как профессионал, как горняк, как шахтер — угольные компании обязаны были иметь профессионально-технические училища, в которых должны были учиться не менее 10 процентов рабочего состава. То есть шел как бы естественный обмен. Люди уходили на пенсию по состоянию здоровья, и рабочий состав постоянно обновлялся на 10 процентов. Среднее звено инженерно-технического состава, то есть горные мастера, заместители начальников участков, начальники участков, как минимум должны были закончить техническое заведение — техникум, горный техникум, индустриальный техникум. В них должно было учиться от пяти до семи процентов. И крупные угольные компании либо ряд небольших угольных объединений должны были иметь инженерные кадры на уровне не менее пяти процентов работающего инженерного состава. Таким образом, подготовка кадров в процентном отношении соответствовала естественному потоку обновления кадров на предприятии. И туда приходили молодые ребята. Я сам таким пришел. Мне было 22 года, а я уже начал работать механиком участка на проходке. В общем-то, молодой пацан, которого готовили, учили, подсказывали. Нарабатывал некий опыт. Причем если бы я не ушел работать в профсоюзы, то, наверное, чего-то большего достиг в угольной отрасли. Хотя не жалуюсь на судьбу.

Иначе говоря, работала определенная система. При развале Советского Союза эта система рухнула. Началась конверсия военных предприятий. Началась приватизация строительного рынка, машиностроительного, угольного, нефтяного. На первом этапе при избыточных функциях многих компаний, многих отраслей произошло сокращение работающих. Те, кто постарше, наверное, помнят, что в 90-е годы, особенно в середине 90-х годов, с работой было очень и очень проблематично. И если в крупных городах те, кто не занимался мелким частным бизнесом, прежде всего торговлей, еще как-то выживали, то в маленьких городах и поселках люди оставались без работы, потому что предприятия закрывались. Тем более что маленькие городки и средние города, как правило, были моногородами. Это действительно большая проблема, которую мы до сих пор пытаемся решить в плане создания новых рабочих мест, развития тех или иных городов. Это характерно для угольных городов, скажем, того же Урала, Тульской области, которая рядом с Москвой, Ростовской области. В шахтерских моногородах, когда закрывали шахты, другой работы не оставалось.

Так вот, система была разрушена, и сегодня с трудом мы начинаем ее возрождать. Сегодня еще сложно говорить о подготовке, потому что многие угольные ПТУ ликвидированы, закрыты, перепрофилированы. В зданиях этих учебных заведений находятся офисы всевозможных фирм. То же самое и во многих институтах. Сегодня создаются новые институты, которые не могут найти, где разместиться, и вынуждены арендовать какие-то непонятные площади. Те институты, которые сегодня есть, не могут до конца определиться с подготовкой специалистов в том или ином направлении, потому что одно дело подготовить специалиста и другое — чтобы специалисты могли найти себе место работы. Проблема подготовки кадров стоит очень остро, и сегодня это особенно ясно на фоне послания президента о необходимости модернизации России. Я думаю, не надо никому рассказывать, что такое модернизация. Вот я технарь, а с точки зрения техники модернизация — это замена устаревшего оборудования современным, которое позволяет выйти на новые параметры качества продукции, эффективности производства и так далее. Но для того чтобы на шахте либо на любом другом предприятии внедрить какую-то новую технику, нужны прежде всего инженеры, специалисты, технари, которые знают, как работать. Не экономисты и юристы, а именно инженеры.

Сегодня мы потеряли инженерную школу. Во многом это касается не только угольной отрасли, но и машиностроения, поскольку мы напрямую взаимодействуем с машиностроением, и других отраслей российской экономики. Без решения задач подготовки кадров, то есть инженеров, я думаю, нам будет очень трудно двинуться дальше вперед по пути модернизации. Президент Медведев делает установку на то, чтобы внедрялись новые технологии, ноу-хау, изобретения. Но инновационные технологии — они требуют новых мозгов. И подготовка кадров, на мой взгляд, — это на сегодняшний день одно из самых важных направлений, по которому нам необходимо продвигаться. Решив эту задачу, мы выйдем на новый уровень понимания перспектив и в угольной отрасли, и в, если так можно сказать условно, народном хозяйстве, и в экономике страны.

Комментарии
Бахматов Валерий
Сейчас банщики управляют не только государством, но и шахтами и предприятиями..., газетами и пароходами..., а кухарки управляли при коммунистах. Они не справились, поэтому эстафету передали в другие руки.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости