Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сколько стоит праздник футбола
Лев Гулько: На днях в одном из крупных российских супермаркетов появилась газонная трава «Путинская». Сверху на упаковке улыбающееся лицо премьер-министра и слоганы «Будь готов к чемпионату мира — 2018!» и «Преврати свою лужайку в стадион!». Как пишут различные издания, после того как стало точно известно, кто станет хозяйкой Мундиаль-2018, предприниматели решили зря времени не терять и максимально использовать сей факт для продвижения своего товара и получения прибыли. Вообще, народ задается вопросом: сколько стоит для нас, для народа, футбол?
Александр Газов: Говорят, денег будет потрачено аж 10 млрд долларов. Сначала говорили, что 3 миллиарда, потом сказали 10. Ну, в общем, разнятся цифры. Непонятно. Одни говорят, что все распилят и растащат, ничего не останется. А другие… Мне доводилось слышать такое мнение, что все равно вокзал новый построят, дороги построят, гостиницу сделают.
ЛГ: Даже если и украдут.
АГ: Даже если и украдут. В любом случае. Нужна ли нам эта Олимпиада? И сколько она нам будет стоить?
Никита Кричевский: Олимпиада или чемпионат?
АГ: Мундиаль, конечно. Оговорился…
ЛГ: Извините за незнакомое слово.
АГ: Слово «Олимпиада» как-то невольно выскочило, поскольку речь идет о больших затратах на спорт. А так все-таки чемпионат.
НК: Чемпионат мира несравненно более затратное мероприятие, нежели Олимпиада. Хотя бы потому, что чемпионат мира будет проходить в 13 городах. А Олимпиада, как известно, сосредоточена у нас в одной местности, называемой ныне большим Сочи. И те цифры, которые вы назвали — будь то три, восемь или 10 млрд долларов, — это, конечно, цифры для затравки. Потому что в итоге будет потрачено гораздо больше. Сегодня приводятся цифры на уровне 50 млрд долларов. Но и это опять же цифры, далеко не полностью учитывающие те затраты, которые необходимо осуществить. Посчитайте сами. Что такое 50 млрд долларов? Это примерно 6 млрд долларов в год. Хватит ли этих денег на возведение новых стадионов? На создание необходимой инфраструктуры? На кардинальную перестройку гостиничного и ресторанного бизнеса? В конце концов больниц? Мы же с вами понимаем, что социальная инфраструктура должна присутствовать. Аэропорты. Те же вокзалы.
АГ: Мы знаем, что по факту их построят. В грязь лицом не ударят. Построят.
НК: А я не уверен.
ЛГ: Почему?
НК: Потому что, если говорить о суммарных затратах, нужно ориентироваться отнюдь не на 50 миллиардов. В совокупности государство и частный бизнес потратят не менее ста. Меньше никак не получится.
ЛГ: Нет таких денег, что ли?
АГ: Говорят, Абрамович поможет. Другие ребята.
НК: Налицо дефицитный бюджет. Олигархи сегодня в низком старте. С ними уже были проведены соответствующие беседы. Они все как один выразили готовность построить необходимые стадионы. Но кроме стадионов нужно строить аэропорты. Нужно возводить гостиницы, вокзалы. Нужно обеспечивать общественное питание. И это только одна сторона медали. Вы посмотрите, что мы будем иметь летом 2018 года. Мы будем иметь резкий всплеск преступности в этих городах.
ЛГ: Почему?
НК: Потому что шанс заработать на пришлых, на болельщиках, будет предоставлен раз в жизни. И не только бизнесу, но и криминальным элементам. Пример Южной Африки — явное тому подтверждение. Там была достигнута договоренность о моратории на преступность во время проведения чемпионата мира. Но, вы не поверите, с финальным свистком все болельщики-иностранцы побежали в свои посольства. Потому что их начали грабить буквально на улице.
ЛГ: Южная Африка — это Южная Африка. Но у нас, если захотят, справятся с преступностью. Если будет политическое решение — справятся.
НК: Каким образом?
ЛГ: Силовым.
НК: Силовым. Очень хорошо. А для этого нужно будет вывести на улицы весь личный состав правоохранительных органов и вооруженных сил. Вы согласны?
ЛГ: Почему бы и нет?
НК: Это дополнительные затраты.
ЛГ: Хорошо.
НК: И они тоже не учитываются.
ЛГ: Но ведь прибыль-то какую-то все равно получим.
АГ: Да. Другие страны борются за чемпионаты ради денег.
ЛГ: Африканцы получили, а мы не получим?
НК: Африканцы в минусе.
ЛГ: Потратили три, а получили четыре.
НК: Что вы, они в минусе!
ЛГ: Я смотрю только на цифры.
НК: И потом, в Южной Африке все-таки был какой-то задел. Какой-никакой, но был.
ЛГ: Какой там задел?
НК: А теперь представьте ситуацию в славном городе Саранске, где просто ничего нет.
ЛГ: А в Саранске будет стадион?
НК: А как же? По-моему, там будет не только стадион.
АГ: Да. Он в списке городов.
ЛГ: Я вообще-то на самом деле оптимист. Мне кажется, что все сделают, но потратят больше денег.
АГ: Не заработают, но дело сделают. Да?
НК: Но цены будут запредельные. И на гостиницы, и на питание, и на передвижение. И на такси, и на размещение. И, кстати, первые прикидки по стоимости билетов говорят о том, что цена может доходить до 80 тысяч за билет.
ЛГ: Даже больше.
НК: Даже больше. Это официальная цена.
ЛГ: Три тысячи долларов?!
НК: 80 тысяч.
АГ: А я-то рассчитывал посетить какой-нибудь матч.
НК: Я подарю вам телевизор.
АГ: У меня есть, слава Богу!
НК: Я вам подарю. К 2018 году инновационный прогресс наверняка достигнет такой стадии, что мы будем смотреть футбол в формате 3D, с очками. В крайнем случае очки мы с вами приобретем в складчину. А телевизор я вам дарю.
ЛГ: То есть они предложили, а нам надо было отказаться? Сказать: нет, спасибо?
НК: Нам не нужно было лоббировать, не нужно было настаивать на проведении у нас чемпионата мира. Потому что, к сожалению, экономическая ситуация у нас уже не очень хорошая, а к 2018 году будет еще хуже. Как бы нам не оказаться в положении, когда вокруг этих нуворишей — Усманова, Абрамовича, Потанина, Вексельберга и прочих капитанов бизнеса — будет море разливанное нефти, которая в это время никому особо не будет нужна. А по краям этого моря разливанного будут проходить трубы с газом, который тоже не будет востребован на внешних рынках. Чем торговать? На чем получать деньги? Но и это полбеды. Проблема в том, что у нас дефицит федерального бюджета, о чем сегодня все говорят. Его планируется закрыть, минимизировать, убрать к 2015 году, но я вас уверяю, что из-за чемпионата мира с 2015 годом можно будет проститься. И расплачиваться за чемпионат мира, за тот месяц всеобщего счастья, нам придется на протяжении нескольких лет. Повышение налогов, акцизов, сборов, таможенных пошлин. Всего чего угодно.
ЛГ: У нас Алмазный фонд, Оружейная палата. Что у нас еще есть?
АГ: Третьяковская галерея.
ЛГ: Что-нибудь продадим. Шапку Мономаха в конце концов.
НК: Шапку по кругу пустить, на аукционе. Что касается шапки Мономаха, которая будет пущена по кругу, — так она очень быстро истреплется. И что вы вернете потом обратно? Безусловно, тот факт, что чемпионат мира будет проводиться в России, заслуживает восхищения. И спасибо огромное ФИФА за то, что они предоставили нам такую возможность. Проблема в другом. Проблема в том, как это сделать максимально экономно и где найти необходимые средства. Да, есть олигархи, есть бюджет, но очень не хотелось бы, чтобы значительная часть затрат, да и просто часть затрат, была переложена на нас, то есть на население, на простых российских граждан.
ЛГ: О простых российских гражданах и о том, что их ждет в 2018 году, но уже не касаясь футбола, мы поговорим в следующей части.
Я считаю то что Вы говорите конечно надо взять во внимание, но только,
каждый должен идти своим путём,так и Медведев и Путин,если они будут всех слушать то сойдут с ума, а главные ошибки это:первое,
1.Cрочно надо менять Кудрина, это экономист и финансист,ни какой.
его в институте в СССР научили нескольким приёмам капитализма,(Монетаризм и сдерживание инфляции за счёт, сдерживания доходов населения )(и от Мамы он научился, накопительством в чулок,то есть создавать накопительные фонды,не вполне понимая, что если деньги не работают, то они обесцениваются )
К сожалению Путин наверно привык к нему и другим не верит, ну такой однолюб, не понимая что Кудрин как министр финансов не умеет зарабатывать деньги, ну на пример как Китайцы, или Англичане и так далее.
Нужен Министр Финансов такой, как Доктор эконом.наук Глазьев,
креативный, способный зарабатывать деньги,а также готовый на необычные решения и с умом.
Но Кудрин это выбор Путина, это если он не поймёт,что Кудрин это прошлый век,(это такой экономический дедушка перестройки) то судьба Кудрина также будет последней судьбой Путина.
и второе,
2.Пущеное на самотёк сельское хозяйство,само оно не выплывет,теряет с каждым годом Советский потенциал,и Путин не понимает что жизнь организовывать надо не только в Москве и Петербурге, если нет плана развития сельского хозяйства, то нет будущего России, как самодостаточной страны.
И ещё есть причины, и они пока устранимы,но время уходит,вообщем надо Путину решать или он идёт в ногу со временем и делает выводы,или он со временем сойдёт с пути, не успевая за временем,но будет поздно.
C Уважением ко всем, кто имеет свое видение на развитие России.