По мнению аналитиков, потенциально проект мог бы заинтересовать от четверти до трети будущих пенсионеров. И кажется странным, что население в массе своей не пользуется таким, казалось бы, выгодным шансом.
Однако аналитики объясняют недоверие людей к программе сроками ее исполнения. С учетом ежемесячно растущей инфляции и других рисов проект не дает того выигрыша, который бы компенсировал существующие в долгосрочной перспективе опасности утраты сбережений. Кроме того, система пенсионного обеспечения в последние годы менялась так часто, что предсказать, какой она будет через несколько лет, не может никто.
— Естественно, что число участников растет. Но это все равно очень мало. Это существенно меньше, чем охвачено системой негосударственного добровольного страхования. Считаю, что эксперимент можно признать неудачным, — говорит член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
В свою очередь, член парламентского Комитета по информационной политике Сергей Иванов приводит данные ВЦИОМа, согласно которым о программе софинансирования пенсии знают 67,5 процента россиян, а приняли участия в ней всего 3 процента.
— При этом указывается и на то обстоятельство, что средний размер взноса в 2009 году составил 4,2 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2010 года — 2,6 тыс. рублей. Следовательно, объем денежных средств, поступивших от граждан, значительно меньше ожидаемого. Результат же резкого увеличения количества участников — это, скорее всего, запоздалая реакция на проведенную рекламную и информационную кампанию, — говорит Иванов.
Можно также предположить, что люди среднего возраста, выходящие на пенсию через 20—30 лет, просто не думают о старости. К тому же многих останавливает то, что воспользоваться этими деньгами можно будет только при выходе на пенсию. Если учесть, что, по статистике, только небольшая часть мужского населения страны вообще доживает до пенсии, то вполне объяснимо желание потратить деньги здесь и сейчас, а не тревожиться по поводу того, вернутся ли вложенные средства вообще.
Еще одним основанием недоверия к программе служит дефицит бюджета ПФР, который в прошлом году составил 1 трлн 300 млн рублей. В этом году на его покрытие выделено 875,93 млрд рублей.
Есть еще причина того, почему граждане не спешат участвовать в проекте, — у части населения нет даже небольших денег. По разным данным, от 40 до 60 процентов россиян не могут удовлетворить первичные нужды. И найти средства на пенсионное страхование для этой группы людей практически невыполнимая задача.
В то же время данные говорят о том, что сейчас идет активный перевод накопительной части пенсии в частные фонды. Так, по данным Пенсионного фонда России, клиентами негосударственных фондов только по обязательному пенсионному страхованию являются почти 6 млн человек. В 2009 году из ПФР в частные фонды перевели свои накопления чуть более 2 млн граждан, а сумма переведенных средств составила 29,3 млрд рублей.
Так что сам собой напрашивается вывод о том, что люди больше доверяют частным компаниям, нежели собственному государству.
Комментирует Никита Кричевский, экономист, председатель экспертного совета «Опоры России»
Есть возможность увеличить свои пенсионные накопления. Как за счет собственных доходов, так и за счет государства. И помимо тех средств, которые вы получаете по процентам при размещении денег, вы можете получить еще сто процентов годовых от дохода. Почему бы этим не воспользоваться? Я не вижу никаких причин для того, чтобы не заключить подобную сделку с государством.
Россияне опасаются, что с их деньгами может что-то случиться, что в итоге они их не получат. Ситуация здесь такова: сегодня соотношение пенсионных денег людей, находящихся на счетах во Внешэкономбанке и считающихся государственными, и денег, размещенных на счетах частных пенсионных фондов, — 75 к 25. В случае с ВЭБом — то есть государством — риск того, что в итоге ваши пенсионные деньги заберут в бюджет, есть, но он очень невелик.
Еще меньше риск того, что государство попытается «ограбить» частные компании и изъять пенсионные деньги граждан с их счетов. В этом случае доверие к государству будет подорвано на десятилетия. Вряд ли оно на это пойдет. Хотя доходность условно «государственных» пенсионных денег ниже, чем частных. Граждане продолжают отдавать свои кровные ВЭБу во многом благодаря привычке.
В любом случае, вся эта система с накопительной частью пенсий начала работать только в 2003 году. Не прошло еще и десяти лет. Нужно дать ей время.
Сегодня частных пенсионных фондов порядка полутора сотен. Через десять лет их, вероятно, останется пара десятков. Но нет причин не доверять, к примеру, частному пенсионному фонду, связанному с РЖД. Что бы ни случилось, железные дороги в стране останутся. Или фонду газовых компаний. Если с ними или с ВЭБом что-то случится, то только в случае глобальной катастрофы. Но тогда всем нам будет уж точно не до наших пенсий.
Доверие к государству уже подорвано на столетие, как минимум. Люди отдают свои деньги хоть государству, хоть частным фондам либо когда их отбирают, либо когда их обманывают.
>> о программе софинансирования пенсии знают 67,5 процента россиян,
Из них 99.9 процента уверены, что это очередной 402 способ стырить их деньги и смыться.