Приливные электростанции есть даже в России
В Евросоюзе уже сейчас доля возобновляемых источников (ВИЭ) превышает 10 процентов. А к 2020 году ЕС планирует довести ее до 20 процентов. В последующие десять лет увеличить еще на 30 процентов. При этом выбросы парниковых газов к середине века можно будет сократить на 90 процентов от нынешнего уровня. Европейские эксперты вообще считают, что при сохранении нынешних темпов освоения ВИЭ к середине века Европа сможет отказаться от импорта энергоносителей, в том числе российских.
В то же время на долю альтернативной энергетики в РФ сейчас приходится всего около одного процента от всей производимой в стране энергии. В начале 2009 года наше правительство утвердило программу развития этой отрасли, долю которой необходимо довести до 4,5 процента к 2020 году — в 4,5 раза меньше, чем в Европе. Для сравнения: соседний Казахстан собирается повысить долю ВИЭ в своей экономике до 5 процентов к тому же сроку.
Игра стоит свеч
Один из мировых лидеров по выбросам парниковых газов Китай до 2020 года собирается инвестировать около 5 трлн юаней (738 млрд долларов) в развитие экологически чистых источников энергии, передает агентство Bloomberg. Во втором квартале 2010 года Поднебесная привлекла 11,5 млрд долларов в виде инвестиций в «чистую энергию». Это больше, чем США и Западная Европа вместе взятые. Зато к 2015 году 15 процентов национальной электроэнергии КНР планирует производить из нежидкого топлива. Намечено также снизить долю угля в структуре энергоносителей.
Китайцы поступают верно, считают эксперты.
«Да, себестоимость производства альтернативной энергии выше, чем производство энергии из традиционных источников. Однако альтернативная энергетика имеет неизменную тенденцию к снижению себестоимости, чего нельзя сказать о традиционных энергоносителях. Таким образом, затраты на производство альтернативной и традиционной энергии постепенно сравниваются», — объясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/ Morison International» Петр Клюев.
С начала 90-х годов в мире наиболее быстрыми темпами рос спрос на ветряную энергию
Деньги на ветер
С начала 90-х годов в мире наиболее быстрыми темпами рос спрос именно на ветряную энергию. Причина — экологическая чистота, относительно низкая себестоимость и быстрота в монтаже ветряков. На сегодняшний день ветровая электроэнергия производится в 55 странах.
Причем тот же Китай идет в этом направлении семимильными шагами. Например, в 2008 году мощности ветроустановок в КНР увеличились на 13 млн кВт по сравнению с 2007 годом. При этом в США, лидере в ветроэнергетике (общая мощность 35,16 млн кВт), — только на 9,9 млн кВТ. Замыкает тройку лидеров Испания с ростом почти на 2,5 млн кВт.
По общей мощности электростанций, действующих на энергии ветра, по данным Глобального совета по ветроэнергетике, после США располагается Германия (около 25,78 млн). Третье место у Китая, который в 2008 году обогнал по этому показателю Испанию (25,1 млн. кВт) и активно претендует на роль лидера в этой области.
Так, в июле прошлого года в окрестностях Шанхая запущена в эксплуатацию первая в стране морская ветряная электростанция мощностью 100 мВт. Годовой объем производства станцией электроэнергии по проекту составляет 267 млн кВт-ч. Примечательна она тем, что была разработана в КНР без иностранной помощи.
Евросоюз и Северная Европа также входят в десятку по развитию ветроэнергетики. В конце 2009 года Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Швеция, Германия, Дания и Франция подписали совместную декларацию о масштабном проекте ветряного парка в Северном море. Он соединит в одну сеть национальные парки ветряных электрогенераторов. В феврале 2010 года к проекту присоединилась Норвегия.
ЕС готов инвестировать в сооружение морских ветряных турбин 57 млрд долларов. Американский концерн General Electric готов добавить к этой сумме еще 340 млн евро.
Согласно докладу Европейской ассоциации ветровой энергетики (EWEA), к 2020 году офшорные ветроустановки смогут обеспечивать 10 процентов энергетических потребностей Европы. В настоящее время у берегов ЕС расположены 11 комплексов, еще 21 находится в процессе сборки, 15 европейских государств разрабатывают проекты офшорных ветроэлектростанций.
Одна маленькая Швеция собирается построить 2 тысячи новых ветряных электростанций в течение 10 лет.
Два ветропарка на страну
В России на сегодняшний день совокупная установленная мощность ветровых электроустановок составляет немногим более 15 МВт. При этом экономический потенциал ветровой энергии, по оценкам энергетиков, около 260 млрд кВт-ч в год. Это примерно 30 процентов совокупной выработки электроэнергии в стране.
«В РФ работают два ветропарка — в Башкирии и Калининградской области. Есть геотермическая станция на Камчатке, приливная на Кольском полуострове. Однако основная составная российской альтернативной энергетики — это тепловые электростанции и малые ГЭС», — рассказывает Петр Клюев.
«Кто у нас будет заниматься ветровой энергией, когда уже объявлено, что ветряки «птиц убивают»? Там такая вибрация — червяки на поверхность вылезают, я уже не говорю про всяких кротов. Понятно, что эти заявления рассчитаны в основном на зарубежную аудиторию. Но трудно представить себе олигарха-инноватора, который вложил бы деньги в разработку альтернативных источников энергии на таком политическом фоне», — говорит, в свою очередь, генеральный директор Rusenergy Юрий Когтев.
По словам эксперта Morison International Клюева, в России наиболее крупными проектами в области альтернативной энергетики сейчас являются проекты малых ГЭС в Сибири и на Северном Кавказе, а также завод по производству кремния Nitol Solar в Иркутской области. Не стоит забывать и о совместном проекте Ренова и «Роснано» — полный производственный цикл по выпуску готовых солнечных батарей в Чувашии.
«Тем не менее пока альтернативная энергетика явно проигрывает традиционной. Ведь производство даже относительно дешевой геотермальной энергии можно организовать только в отдельных местах. Сегодня возможны лишь проекты в тех районах, куда затруднена доставка традиционной энергии и есть благоприятные условия для реализации проектов в области альтернативной энергетики», — считает Клюев.
Или где нужно привлечь внимание мировой общественности — в олимпийском Сочи, например. В этот практически национальный проект деньги текут рекой. И даже появились объекты, работающие на солнечной энергии.
Развитием солнечной энергетики сегодня озабочен весь мир
Солнечный свет
Год назад нефтяная компания ЛУКОЙЛ запустила в эксплуатацию в поселке Красная Поляна под Сочи первую АЗС на солнечных батареях. Ее проектная мощность — 250 заправок в сутки. Солнечная энергия в основном используется для внутреннего и наружного освещения заправочной станции, а также для обеспечения бесперебойной работы объекта в случае аварийного отключения внешних источников электроэнергии.
Кроме того, на второй очереди Сочинской ТЭС была смонтирована элегазовая распределительная установка. В сочетании с современным газотехнологическим оборудованием, установленным на станции, элегазовая распределительная система обеспечивает дополнительный уровень безопасности и экологичность всей станции.
Вот, пожалуй, и все.
В то же самое время Иран в прошлом году запустил проект по использованию солнечной энергии для освещения волнорезов и причалов в рыболовецких портах на юге страны. Власти решили, что глупо не использовать энергию солнца, которое светит в Иране 280 дней в году.
Япония уже в этом году планирует запустить в Таиланде крупнейшую в мире солнечную электростанцию. Общие расходы на строительство станции мощностью 73 тыс. киловатт составили около 250 млн долларов.
Развитием солнечной энергетики озаботился и Казахстан. На прошлой неделе казахстанская национальная атомная компания «Казатомпром» начала строительство в Астане первого в Центральной Азии завода по производству солнечных батарей на 50 мВт с расширением до 100 мВт. Общая стоимость комплекса — порядка 33—34 млрд тенге. Однако власти решили, что это дешевле, чем закупать батареи в Китае (дешевые — но 30 процентов из них выходят из строя в первый год работы) или Германии (дорогие). Россия, кстати, закупает батареи за рубежом.
«Спрос на фотовольтаику (солнечные батареи) постоянно растет. В 2010 году он составил от 50 до 100 процентов. По данным компании IMS Research, в минувшем году мощности всех фотоэлектрических установок на Земле достигли 17,5 ГВт и выросли на 130 процентов по сравнению с 2009 годом. Всего же за 2010 год в мире было установлено порядка 11—11,5 ГВт фотоэлектрических мощностей», — отмечает ведущий эксперт Управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства (IEA), к 2050 году солнечная энергетика может генерировать около 9 тыс. тераватт-часов, или 20—25 процентов всего необходимого миру электричества.
Однако Россия, похоже, не войдет в число стран, получающих «чистую энергию».
«Страна обеспечена традиционными видами энергоресурсов, которые пока обходятся гораздо дешевле альтернативных. Таким образом, привлечь инвестиции в альтернативную энергетику будет крайне непросто. Для того чтобы это направление развивалось более активно, требуется государственное вмешательство», — уверен эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/ Morison International» Петр Клюев.
Глава Rusenergy Юрий Когтев более категоричен. «О каком развитии возобновляемых источников у нас можно говорить, если глава правительства лично опекает нефтегазовую промышленность и делает публичные заявления о том, что «ни солнечная энергия, ни дрова, ни сушеный навоз не заменят углеводороды на ближайшие 15—20 лет», — отмечает он.
Печально, что, пока наша страна надеется на свой нефтегаз, мир делает все, чтобы от него не зависеть. В итоге российская нефть и газ уже через пару десятилетий могут и вовсе не понадобиться европейцам.
Комментарии