А Б В Шрифт

Стокгольмский арбитраж признал недействительной сделку BP и «Роснефти»

Михаил Делягин,

экономист

Делягин: противостояние ТНК-ВР с «Роснефтью» отражает борьбу двух «башен» Кремля

Российские акционеры ТНК-ВР заблокировали создание стратегического альянса BP с госкомпанией «Роснефть». Стокгольмский арбитраж признал сделку нарушающей акционерное соглашение российско-британского совместного предприятия.
Делягин: противостояние ТНК-ВР с «Роснефтью» отражает борьбу двух «башен» Кремля 25 марта 2011
Ранее альянс был назван «сделкой года». Акции «Роснефти» рухнули. Предполагался обмен частями акций российской и британской сторон: ВР получала бы 9,5 процента «Роснефти», а российская госкомпания — 5 процентов ВР. Кроме того, планировалась совместная работа в Арктике — речь шла о трех участках на Карском море с общими запасами в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубов газа. Британская компания получила бы 33 процента акций нового СП, российская — 66 процентов.

ТНК-ВР сама хотела выкупить 5 процентов акций британской компании для последующего обмена. Но «Роснефть» и лично вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин выступили против: якобы у холдинга нет ни опыта, ни технологий, ни персонала, необходимых для работы на шельфе.

Аналитики отмечают недооцененность британского концерна в сравнении с другими европейскими сырьевыми компаниями: ее дисконта составляет около 18 процентов, ВР торгуется с коэффициентом (капитализация к прогнозной годовой прибыли в 2011 году) на уровне 5,9. В основном это последствия публичного спора ВР с российской дочкой ТНК-ВР вокруг альянса с «Роснефтью».

Разъяснить суть этого спора «Особая буква» попросила известного экономиста Михаила Делягина.

По его словам, российские акционеры ТНК-ВР люди очень серьезные и жесткие. Они хотят, чтобы вся деятельность компании British Petroleum в России проходила только через них — зачем им пускать конкурентов на свою «поляну»? А «Роснефть», без сомнения, конкурент, к тому же госкомпания, как и «Газпром», склонная к монополизму. Нельзя давать ей расти до такой степени.

Второй момент, отмеченный директором Института проблем глобализации, касается газовых месторождений Ковыкты. «Ковыктанефтегаз» пока что входит в структуру ТНК-ВР, но лицензия может быть отобрана. Сечин в связи с последствиями катаклизма в Японии призвал British Petroleum к разработке Ковыкты. И есть справедливые опасения, что прямой альянс британцев с «Роснефтью» получит вожделенную «поляну». Опять-таки акционерам из ААR (Alfa Михаила Фридмана — 25 процентов, Access Industries Леонарда Блаватника — 12,5 процента и Renova Виктора Вексельберга — 12,5 процента) принять это было бы крайне болезненно.

Не исключает Михаил Делягин и политическую составляющую провала сделки. По его словам, противостояние на верхах власти крыла «силовиков» с «либералами» недавно вылилось в открытую перебранку двух первых лиц государства — и это серьезно, а никак не постановочно. К тому же буквально вчера Игорь Шувалов согласился возглавить «Правое дело» — кремлевский либеральный проект. Очень может случиться, что завтра Игорь Сечин возглавит какую-нибудь партию «Патриоты России» и открытое противостояние развернется по всем этажам власти. Не секрет, что большинство акционеров ТНК-ВР тяготеет к либеральному крылу, которому совсем не безразлична легитимация через пока что запрещенную сделку имущества ограбленного ЮКОСа.

«Я не утверждаю, — подчеркивает экономист, — что данная версия сыграла ключевую роль, но ее весомое присутствие тоже было бы закономерным».

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.