«Конечно, должна быть серьезная, вдумчивая работа, чтобы это не было отпиской, какими-нибудь формальностями, чем раньше, собственно, и являлись подобные градостроительные планы — даже в советские времена, а тем более 10—15 лет назад», — сказал Дмитрий Медведев.
Глава государства считает, что областным властям не хватает оперативности. «Нам нужно быстрее работать, потому что — что такое отсутствие плана территориального? Попросту непонятно, куда идти, где какие дома ставить. Потом можно запереть себя в очень сложную ситуацию. Конечно, Иркутская область гигантская по размеру, но мы же говорим не о стройке в тайге, а о развитии городов, населенных пунктов. Так что вы давайте, ускоряйте эти процессы», — заявил президент.
По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», Дмитрий Медведев, как и положено руководителю государства, напомнил о неисполнении закона, который называется Градостроительный кодекс Российской Федерации.
По словам эксперта, в этом Кодексе детально расписано, когда у территорий должны быть готовы соответствующие документы территориального планирования, которые применительно к городам называются генпланом. Президент лишь указал, что закон надо выполнять.
«В Москве генплан есть, и он выполнен. Другой вопрос, что у меня есть к нему некоторые претензии. Самым наглядным примером неразумной политики застройки за последние 15 лет служат заторы на улицах Москвы. В этом смысле все недостатки столичной планировки налицо. Занимаясь математическими расчетами, я могу сказать, что если мы так будем действовать и дальше, то город просто встанет», — предостерегает Михаил Блинкин.
Говоря о столице, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства обращает внимание на то, что систематически нарушается баланс между функциональной нагрузкой на городскую территорию и транспортными возможностями этой территории. «Все вокзальные площади столицы застроили торгово-досуговыми комплексами, точно так же поступили и со всеми конечными станциями метрополитена», — сказал специалист.
Он отметил, что для любого города мира создается документ, который на двадцатилетнюю или более перспективу задает тренды развития урбанизированной территории. Это общепринято в мировой городской практике.
«По закону все населенные муниципальные образования должны иметь документы территориального планирования. А в России во многих регионах работа, которая должна была завершиться еще в 2010 году, до сих пор не окончена. Остались большие хвосты в основном из-за того, что у этих небольших населенных пунктов на это элементарно нет денег. Эта серьезный проектный труд, который заказывается у специализированной организации», — объяснил Блинкин.
Кроме того, он напомнил, что в России множество законов, в которых прописано, что муниципальные образования ответственны и за социальную составляющую, и за коммунально-хозяйственную работу, и еще за массу проблем.
«Но у органов местного самоуправления бюджет крайне маленький. В науке это называется нефинансируемым мандатом. То есть законы написаны, а на их выполнение нет средств. Подобных нефинансируемых мандатов по самым разным вопросам — от территориального планирования до социального развития, от транспорта до канализаций — полно. И здесь нет никакой экзотики. А вопрос о том, как можно было написать такой закон, на выполнение которого нет денег, надо задать автору Градостроительного кодекса — Эдуарду Константиновичу Трутневу», — предложил Михаил Блинкин.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии