В советское время Завод имени Лихачева производил машины для первых лиц государства. Дело в том, что существует неписаный кодекс: руководители страны должны пользоваться автомобилями отечественного производства. Но с момента развала СССР лидеры России ездили на Mercedes, что, конечно, крайне негативно сказывалось не только на имидже нашего автопрома, но и в целом на представлении иностранцев о тяжелой промышленности страны.
В 2010 году ЗИЛ получил от Управления делами президента задание на разработку VIP-автомобилей, определив параметры, которым он должен соответствовать. После чего заводу предлагалось рассмотреть запрос и самому решить, возможно ли в нынешних условиях развития отечественного машиностроения создать требуемую модель лимузина.
Сообщений, что автогигант отказался от столь выгодного заказа, найти не удалось. Но очевидно, что если ЗИЛ закроется, президенту РФ еще долго придется ездить на немецких машинах. Ведь построить с нуля подобное производство в сегодняшней экономической ситуации чрезвычайно сложно, если не невозможно.
Однако, похоже, московские власти больше озабочены вопросами выгодного использования дорогой московской земли, чем проблемами отечественного автопрома. Мэр столицы Сергей Собянин недавно объяснил, что площадь завода «нужна городу, нужна как некая инновационная площадка, инновационное развитие, где бы концентрировалось высокотехнологичное производство, технологические центры».
И вот заместитель главы города объявил, что у правительства Москвы появилась идея создать в Нагатинской пойме крупный учебный комплекс университетского уровня, который объединит несколько вузов. Еще часть территории планируется застроить жильем и объектами общественного пользования.
Он также рассказал, что столичные власти намерены продать открытое при участии АМО «ЗИЛ» производство в Латвии и свою долю в «Автофрамосе», где производят автомобили «Рено».
Как все это можно состыковать с постоянными заявлениями и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина о заинтересованности государства в развитии автомобильной промышленности, понять, мягко говоря, трудно.
Складывается впечатление, что сейчас главное — заявить о планируемых «инновациях», причем совершенно не важно, что под этим словом подразумевается. Какие вузы собирается объединять мэрия, зачем — никто не спрашивает. Как и то, за чей счет будут существовать, например, больница ЗИЛа, принадлежащие заводу общежития, детские сады и пионерские лагеря.
К тому же упразднение производства на ЗИЛе приведет к сокращению нескольких тысяч рабочих, что, вполне возможно, спровоцирует локальный социальный взрыв. Но, видимо, московские власти столь мелких, по их меркам, волнений не опасаются.
Комментирует Никита Кричевский, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
ЗИЛ — завод полного цикла, созданный десятки лет назад и располагавшийся тогда на окраине Москвы. Сейчас же он оказался в центре столицы. Нет смысла сохранять его в городе, когда бюджет мог бы получить намного более значительные денежные средства за эти площади.
С ЗИЛом произошло именно то, что я и предсказывал в свое время, когда на заводе наметилась смена команды. Тогда я отметил, что новые руководители будут либо ликвидировать предприятие, либо выводить его за пределы Москвы. Потому что держать сборочное производство в центре столицы самоубийственно для экономики города. Затраты несоразмерны получаемой прибыли. Гораздо легче было бы вынести производство за пределы в область. Подобный шаг имел бы экономический смысл.
С другой стороны, оборудование завода старое, изношенное. Целесообразность переноса этого оборудования за пределы МКАД и установка его на новом месте вызывает вопросы. Проще построить новый модуль, установить там, в сотрудничестве с иностранными компаниями или отечественными инвесторами, современное оборудование.
Те же рабочие места, которые потеряет город, будут быстро замещены новыми. Слухи же о том, что тысячи людей останутся без работы, сильно преувеличены. Так могут говорить люди, не знакомые со спецификой функционирования завода в последние годы. ЗИЛ практически не выпускал продукцию. Поэтому протестовать будет особо некому. Это не АвтоВАЗ, не ИЖ. Выпуск автомобилей на ЗИЛе исчислялся сотней в год.
Идея же строительства на освободившемся месте университета, жилых и коммерческих зданий — абсолютно правильная.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии