По мнению члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, статистика в целом не врет. Минэкономразвития подтверждает низкий темп роста зарплат в апреле. Доходы бюджетников упали на 4—6 процентов. Портят статистику и восстановленные после кризиса рабочие места с малыми ставками. Не растет и покупательная способность индексируемых пенсий, замечает Дмитриева.
По словам экономиста Михаила Делягина, с которым связалась «Особая буква», изменения в показателях Росстата не конъюнктурны. Статистическая служба может менять методики подсчета. В одних случаях это будет искажать картину на сторону плюсовую, в других — реальность предстанет искаженно ухудшенной. В любом случае Росстат — не Центризбирком, он подтасовками не занимается. У него другие задачи, которые худо-бедно, но решаются.
«Откуда взялись повышенные доходы в кризисный период? Они росли за счет условных «Абрамовичей», — подчеркивает доктор экономических наук. — Не секрет, что адресная помощь Владимира Путина шла приближенным олигархам. Поэтому показатели доходов 3 процентов этих людей в среднем перевесили всех остальных. Сегодня же, в так называемый посткризисный период, богатые и сверхбогатые из страны бегут, их капиталы легализуются в Лондоне и в Берне — стало быть, Москва «показывает минус».
Делягин отмечает, что резко возросла налоговая нагрузка на малый бизнес — для некоторых предпринимателей она практически удвоилась. А в среднем налог поднялся с 34,8 до 42 процентов. Отсюда и уход зарплат в «тень», и действительное их снижение у тех, кто остался в «белом» пространстве.
Кроме того, считает экономист, завышенные показатели доходов на пике кризиса были связаны с занижением инфляции. Вспомним, как в 2001 году Путин в одной из своих поездок поинтересовался у региональных властей, отчего там инфляция столь высока. И через месяц она «куда-то пропала».
Собеседник «Особой буквы» объяснил, что суть работы Росстата в том, что он реагирует на сознательно искажаемые исходные данные не сразу. Сначала должна измениться методика подсчета, а на это необходимо время. И в течение всего срока замены методики ведомство выдает достаточно точные цифры. Если сопоставить граничные значения разных лет, то можно увидеть среднее число, близкое к реальному положению дел.
Любопытно, что в государстве, где все управляется вручную, а подтасовки — способ его существования, Росстат остается «на горе». По словам Михаила Делягина, рядовые работники ведомства получают гроши, но сохраняют профессионализм. «Их попросту некем заменить, поэтому и административное давление на них дозированное. Росстат не в силах все тотально подтасовать. Там, где он сохраняет достоинство, реальность спрятать не удается», — уверен эксперт.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии