Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Алексашенко, ч. 1
— Согласно ряду опросов, россияне еще до конца не разочаровались в рыночной демократии, несмотря на все беды и проблемы, которые она принесла в начале 90-х. Как вы можете это объяснить?
Мне кажется, ответ достаточно понятен и закономерен. Все-таки среди россиян есть еще много людей, которые помнят Советский Союз. Помнят советскую экономику, плановую экономику, которая основывалась на тотальном дефиците, когда нельзя было купить, но нужно было доставать, когда существовали талоны на продовольствие, на предметы повседневного обихода. И эта память, собственно говоря, еще достаточно свежа.
Поэтому россияне очень высоко ценят экономические реформы. Точнее, не сами реформы, не то, какими они были болезненными, а их результат. Им не нравится, как реформы были проведены, но им очень нравятся результаты реформ. Потому что, когда приходишь в магазин, там есть все. Ты можешь купить все что угодно. И вот это и есть совершенное достижение рыночных реформ.
В отношении плодов демократии россияне, к сожалению, такого ощущения, наверное, не испытывают. Они не очень хорошо понимают, какие блага дала демократия. Мы очень мало жили в демократические времена. Демократические свободы достаточно быстро свернулись. Ведь демократия — это власть народа, когда народ — избиратель — может влиять на положение дел в стране.
Мне кажется, что последний раз народ мог влиять на положение дел в стране, наверное, еще в 1999 году. После этого народу начали объяснять, что ему не надо голосовать за губернаторов, что ему не надо голосовать за депутатов по одномандатным округам. Сейчас ему объясняют, что не надо выбирать мэра, что парламент не место для дискуссий, что парламент не должен контролировать бюджет, потому что это не его функция. А что тогда остается от демократии?
Мне кажется, что, по сути, россияне говорят: а мы не знаем и не видим, для чего она нужна. Поэтому ответ очевиден и закономерен.
Комментарии