Напомним, что переговоры в Швейцарии состоятся 12 сентября. На них будет вынесен пакет соглашений, позволяющих Грузии снять свое вето на вступление в эту организацию России.
Но вхождение в ВТО, заявила грузинский министр, обяжет Кремль в полной мере соблюдать все правила структуры, включая установление таможенного контроля на международно признанных границах РФ с Грузией, которые Москва в настоящий момент не признает по известным причинам, хотя это всего лишь экономические правила.
Один из лидеров несистемной оппозиции Владимир Рыжков согласен с мнением грузинского министра о желательности нашего членства в ВТО, и большого противоречия с тем, что именно Тбилиси является главным тормозом на пути к этому членству, он не видит.
«Грузии действительно чрезвычайно выгодно такое вступление, — подчеркивает собеседник «Особой буквы», — ведь по правилам ВТО Россия вынуждена будет открыть для Тбилиси свой внутренний рынок, самый крупный для страны из всех соседних — крупнее турецкого, иранского и даже всего ЕС. РФ предоставляет 42 млн потребителей, к тому же мы традиционно любим всевозможные вина, фрукты и минеральную воду грузинского происхождения, так что рост доходов и общий экономический рост нашего закавказского соседа однозначно предсказуемы».
С другой стороны, по словам одного из лидеров ПАРНАСа, у руководства Грузии есть ряд определенных требований к Белому дому и Кремлю, причем не только лежащих на поверхности (отказ от признания Абхазии и Южной Осетии суверенными государствами), но и чисто технических, например, урегулирование пограничных переходов, нормализация авиа-, почтовых и железнодорожных сообщений. Вся сложность ситуации в этом: Саакашвили, несомненно, хочет открытия российского рынка, но поставить крест на мечте о воссоединении земель, вместе с возвращением изгнанных оттуда беженцев, было бы для него сильнейшим проигрышем.
Сегодня в вопросе о ВТО, возможно, превалирует политика, но, если на Грузию надавят Евросоюз и США, придется пойти на компромисс — конечно, при условии встречного компромисса с московской стороны, хотя бы по уже названным техническим вопросам.
«Это не будет означать де-факто и де-юре признания независимости «отколовшихся» территорий, — считает политик, — поэтому объективно Тбилиси мало что теряет в перспективном плане».
По мнению Владимира Рыжкова, при наличии доброй воли сложный клубок интересов распутается, пусть и далеко не сразу, ведь и РФ, и Грузия не представляют собой чего-то совсем отдельного — мы повязаны сотнями нитей и обязательств. Важен в итоге баланс, то есть уравновешенность и разум. «Никогда не поздно сделать на них ставку», — уверен эксперт.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов
Комментарии